В этом году возникла довольно любопытная ситуация: вышло сразу два биографических фильма об известном кутюрье Иве Сен-Лоране. Первая — одобренная родными и близкими модельера — показана на Берлинском кинофестивале. Вторая — опальная и заблаговременно проклятая Пьером Берже — представлена в Каннах.
Первая попытка вышла комом, несмотря на благосклонность родственников великого модельера. Фильм Джалиля Леспера настолько неинтересен по своей подаче, настолько до боли предсказуем, насколько это вообще возможно, снимая кино о выдающемся и неординарном человеке. Все традиционные для жанра штампы и клише прямо таки выпирают из экрана — можно лекцию читать на примере этого фильма о том, как байопики снимать не надо.
С самого начала мы имеем особенного молодого человека, этакого манерного и невротичного персонажа, который нам должен понравится, ведь закадровый голос говорит нам о том, какой он необычный, гениальный да еще и обладает безупречным вкусом. Как несложно догадаться это и есть Ив Сен-Лоран. Затем, спустя совсем короткое время, появляется и Пьер Берже, про которого, собственно говоря, и снят данный кинопродукт. Далее на протяжении всего оставшегося экранного времени нам будут рассказывать и показывать, каким замечательным партнером, находчивым и хватким предпринимателем, чутким и проницательным другом был Пьер, и как мало ценил его глупый и слабый, склонный к алкоголю, наркотикам и прочим радостям жизни Ив. Даже последний кадр посвящен не Сен-Лорану, как это ни парадоксально, а все тому же Берже. Оно и понятно, что он фильм одобрил. Он же тут рыцарь без страха и упрека, верный и понимающий. А Ива Сен-Лорана как такового здесь просто нет.
Я уже совсем ничего не говорю о том, что Карл Лагерфельд здесь показан большим другом Сен-Лорана (с которым делил любовника, к слову сказать). И вообще молчу про таинственного и прекрасного Жака де Башера. «Он красивый, он элегантный, у него есть грация», — говорит Ив после очередного загула Пьеру. И где это все на экране? Нам почему-то показывают клоуна, пошляка и полнейшего безвкусицу вместо лощеного денди.
Бесконечные модные показы под чарующий (но, увы, не совсем уместный) голос Марии Каллас, приторные романтические прогулки по Парижу, совместная езда на мотоцикле по Марракешу, угарные наркотические и алкогольные загулы — все, что угодно, только не то, каким был Ив Сен-Лоран. Что он любил, кого он любил и почему он жил так, как жил. Почему ему нравилось коллекционирование, почему он любил Пруста и классическую музыку. Где он черпал вдохновение. Все покрыто мраком тайны.
Пьер Нинэ играет шаблонно, его персонаж не развивается, не раскрывается, стоит на месте и в итоге уходит с экрана как неопознанный летающий объект. Гийом Гальенн смотрится гораздо лучше, но так же не раскрывает весь свой потенциал. Все остальные и вовсе незаметны: они с легкостью появляются на экране и точно с такой же легкостью исчезают.
Жду вторую версию уже знакомой истории. Первая никуда не годится. |