14 января (4 января по старому стилю) 1700 года в Москве был объявлен
указ Петра I «О ношении платья на манер венгерского», обязывающий
именитых россиян впредь «на Москве и в городах носить венгерские
кафтаны... кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего
года». Естественно, что указ у многих вызвал неудовольствие, но с царем
не поспоришь. Пришлось боярам переодеваться самим, а вскоре и жен с
дочерьми одеть в «срамные» европейские платья. Русь вступала не просто в
новый век, она вступала в новую для себя эпоху, где ей по воле царя
предстояло в считанные годы пройти тяжелый период европеизации.
Не
стоит думать, что на Руси все были строгими приверженцами традиционной
русской одежды. Европейские моды стали активно проникать в страну еще в
период Смутного времени. Уже при отце Петра, царе Алексее Михайловиче,
отдельные бояре и окольничие стали заводить в своих домах европейские
порядки и носить непривычные для Руси одежды, чаще всего французского,
польского или венгерского кроя. Во многом этому способствовало появление
в стране иностранцев – дипломатов, офицеров, купцов, ремесленников. Но
при дворе в это время разрешалось появляться только в русской одежде,
исключение делалось лишь иноземцам. О том, что стремление носить
европейскую одежду уже в то время утверждалось в рядах российской знати,
свидетельствует царский указ от 1675 года, запрещавший носить при дворе
все иноземное.
Первые
изменения произошли в период правления царевны Софьи, фаворит которой,
князь Голицын, стал и на придворных церемониях появляться в европейском
платье. Некоторые элементы «западной моды» стали перенимать и дамы,
именно в это время на Руси появились веера. Сам Петр I стал приверженцем
европейской одежды благодаря своим ближайшим соратникам, Патрику
Гордону и Францу Лефорту, в обществе которых царь весело кутил в
Немецкой слободе. Видимо, окончательное решение переодеть россиян в
иноземные платья утвердилось у Петра во время Великого посольства, когда
монарх объехал ряд европейских стран.
Причина была не только в
желании сделать Россию хотя бы внешне похожей на Голландию или Францию.
Петр смотрел на дело значительно глубже. Проводя в стране
широкомасштабные реформы, он создавал для этого новую государственную
элиту, не обращая внимания на то, из каких сословий происходили
приближаемые им к трону люди. Иноземная одежда позволяла всех уравнять. В
этом Петр убедился лично, видя, как трудно в Европе отличить по платью
обыкновенного буржуа от первого министра государства. В России же
спутать с кем-нибудь боярина или окольничего мог только слепой.
Первые
требования о ношении европейских платьев Петр «озвучил» еще в 1699
году, но их восприняло только царское окружение. Указ 1700 года царь,
как говорится, выносил и выстрадал. Поэтому, объявив, стал жестко
добиваться выполнения. Всего в период своего правления Петр издал 17
указов, в разной степени регламентировавших внешний вид подданных и
правила ношения различных видов одежды. Первый указ был относительно
коротким и давал именитым людям какое-то время «на раскачку». В декабре
следующего года появился очередной указ «О ношении всякого чина людям
Немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде Немецких
седел», бывший более конкретным и детальным, поэтому стоит привести его
полностью.
«Боярам
и окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Дворянам и Дьякам и
Жильцам и городовым Дворянам и приказным людям и драгунам и солдатам и
стрельцам и чёрных слобод всяких чинов людям Московским и городовым
жителям, и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут
на Москве для промыслов, кроме духовного чину, свяшенников и церковных
причетников, и пашенных крестьян, носить платье Немецкое верхнее
Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и
шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах; а женскому полу всех
чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетникам и драгунским и
солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки и
кунтуши, а исподнее бостроги и юпки Немецкие же, а Русского платья и
Черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и
шапок отнюдь никому не носить, и на русских седлах не ездить, и
мастеровым людям не делать и в рядах не продавать. А буде кто с сего Его
Величества Государя указу, станут носить платье и штаны и сапоги и
башмаки и шапки Русские и Черкесские кафтаны и азямы и тулупы, также и
на Русских седлах ездить: с тех людей в воротах целовальникам имать
пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека;
также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям
за ослушание их, учинено будет жестокое наказание».
Нововведение
приживалось тяжело, приходилось не только неоднократно объявлять и
разъяснять указ, но даже вывешивать в людных местах специальные
«чучела», обряженные в иноземные платья, чтобы показать, как теперь
необходимо выглядеть. Понятно, что в одночасье всех переодеть не
получится, поэтому царь дал отсрочку неимущим на два года, чтобы
доносить старую одежду. Но с 1705 года повелено было всем появляться в
людных местах только в иноземном платье.
Следить за
неукоснительным исполнением своих указов Петр поручил местным властям,
но зная об их продажности, привлекал к этому и военных. Представляю,
какое удовольствие доставляла солдатам проверка у горожанок соответствия
исподнего монаршим требованиям.
Беда,
как говорится, не приходит одна. С новыми одеждами постепенно стали
смиряться, но бритье бород восприняли с большим трудом. Правда, с
бородами Петр пошел на уступки, но не в ущерб государственной казне.
Бороды разрешалось носить тем, кто заплатит специальную пошлину
(своеобразный «бородовой налог») и получит подтверждающий это жетон.
Стоит
отметить, что Петр стремился не только переодеть своих подданных, но и
привить им хотя бы основы европейской культуры. Появились первые учебные
заведения, в массовом порядке отроков стали посылать на учебу за
границу, издали специальное наставление по поведению «Юности честное
зерцало, или Показание к житейскому обхождению», стали проводиться
ассамблеи (светские собрания), на которые приглашались дворяне и
горожане с женами. Не только одежда, но и европейские привычки стали
приживаться, а вскоре, особенно в дворянской среде, значительно
потеснили исконно российские.
После смерти Петра I дворяне
продолжили носить европейскую одежду, хотя в неё иногда стали вводить
элементы, традиционные для русского платья. Зато часть купечества и
городского населения вернулась к традиционной одежде, но власть на это
стала смотреть «сквозь пальцы». Стоит отметить, что отдельные петровские
указы, связанные с регламентацией одежды и внешнего вида, затем
подтверждались императрицами Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной, но
в большей степени они уже касались только дворянства и чиновников, для
которых об отступлении назад не могло быть и речи.
|