Марта Грэм - великий хореограф, великая женщина, великая творческая
личность ХХ века. Как только ее не называли в американской прессе:
"Танцовщица века”... ”Икона века”... все будет справедливо, Марту Грэм
нельзя переоценить.
В 1926 году Грэм основала свою труппу и школу. Она создала язык танца
модерн. Из ее школы вышли многие знаменитые современные
модернисты-танцовщики, модернисты-хореографы, включая Мерса Каннингэма и
Пола Тейлора. Грэм была не только танцовщицей и хореографом, она сама
заказывала известным композиторам музыку к своим балетам, в большинстве
случаев сама создавала костюмы. Словом, Грэм была разносторонне
одаренной творческой личностью, как бы Дягилев, Фокин и Бенуа в одном
лице.
Марта Грэм ставила танцевальные номера и для артистов других театров:
Марго Фонтейн, Михаилу Барышникову, Рудольфу Нурееву. Вместе с ее
труппой и в репертуаре труппы выступали звезды мирового балета Макарова,
Плисецкая, Барышников и Нуреев.
Марта Грэм считала, что движение должно быть средством самовыражения
человеческой души (к сожалению, эту основополагающую часть учения Грэм
последователи оставили без внимания, занимаясь в основном "перемещением
тела в пространстве”). Грэм считала, что танец - это "инструмент самой
жизни”, язык души. Тело, по словам Грэм, хранит память о самых важных
человеческих состояниях, именно в танце раскрывается суть человека.
Балетный мир ХХ века менялся, возникали и развивались новые направления,
появлялись и исчезали новые кумиры. Но великая Марта Грэм и сегодня -
великая Марта Грэм. Великая и бессмертная, потому что ее балеты - как и
более поздние, так и созданные больше полувека назад - не устарели.
|