Это самые известные фотографии, которые заставляют не только плакать, но и прочувствовать смысл фотографии.
"Смерть Омаиры Санчез"
13 ноября, 1985.
Извержение вулкана Невадо дель Руиз (Колумбия). Горный снег тает, и
масса из грязи, земли и воды толщиной 50 метров буквально стирает с лица
земли всё на своем пути. Количество погибших превысило 23.000 человек.
Катастрофа получила огромнейший отклик во всем мире, отчасти благодаря
фотографии маленькой девочки, по имени Омаира Санчез. Она оказалась в
ловушке - по шею в жиже, ее ноги оказались зажаты в бетонной конструкции
дома. Спасатели пытались откачать грязь и освободить ребенка, но
тщетно. Девочка держалась три дня, после чего заразилась сразу
несколькими вирусами. Как вспоминает журналистка Кристина Эчандиа,
находившаяся рядом все это время, Омаира пела и общалась с окружающими.
Ей было страшно и она постоянно хотела пить, но держалась очень
мужественно. На третью ночь у нее начались галлюцинации.
«Солдаты федеральных войск, павшие в первый день битвы при Геттисберге, штат Пенсильвания»
Один
из первых военных фотокорреспондентов Мэттью Брэди был известен как
создатель даггеротипов Авраама Линкольна и Роберта Ли. У Брэди было все:
карьера, деньги, собственный бизнес. И всем этим (а так же собственной
жизнью) он решил рискнуть, последовав за армией северян с фотокамерой в
руках. Едва избежав пленения в самой первой битве, в которой он принимал
участие, Брэди несколько растерял свой патриотический пыл и стал
посылать на передовую ассистентов. За несколько лет войны Брэди и его
команда сделали более 7 000 снимков. Это довольно впечатляющая цифра,
особенно если принять во внимание, что для того, чтобы сделать
единственный снимок, требовалась оборудование и химикаты, размещавшиеся
внутри крытой повозки, которую везли несколько лошадей. Не очень-то
похоже на привычные цифровые «мыльницы»?
Фотографии, казавшиеся
такими уместными на поле битвы, обладали очень тяжелой аурой. Однако
именно благодаря им простые американцы впервые смогли увидеть горькую и суровую военную действительность, не завуалированную ура-патриотическими лозунгами.
"Застрелен убийца Джона Ф. Кеннеди..."
"Освальда вывели наружу.
Я сжимаю камеру. Полиция сдерживает напор горожан. Освальд сделал
несколько шагов. Я нажимаю на спуск затвора. Как только раздались
выстрелы, я нажал на спуск еще раз, но моя вспышка не успела
перезарядиться.
«Убийство вьетконговца, совершенное начальником полиции Сайгона»
Однажды
фотокорреспондент новостного агентства AP Эдди Адамс написал:
«Фотография - это самое мощное оружие на свете». Очень подходящая цитата
для иллюстрации к собственной жизни - в 1968 году его фотография
офицера, стреляющего в голову закованного в наручники заключенного, не
только получила пулитцеровскую премию в 1969 году, но и также
окончательно изменила отношение американцев к тому, что происходило во
Вьетнаме. Несмотря на очевидность изображения, на самом деле фотография
не так однозначна, как показалось простым американцам, преисполнившимся
сочувствием к казненному.
Дело в том, что человек в наручниках -
капитан вьетконговских «воинов мести», и в этот день им и его подручными
было застрелено множество невооруженных мирных жителей. Генерала Nguyen
Ngoc Loan, изображенного на фотографии слева, всю жизнь преследовало
его прошлое: его отказывались лечить в австралийском военном госпитале,
после переезда в США он столкнулся с массированной кампанией,
призывавшей к его немедленной депортации, ресторан, который он открыл в
Вирджинии, каждый день подвергался нападению вандалов. «Мы знаем, кто ты
такой!» - эта надпись преследовала генерала армии всю жизнь.
"Голод в Судане"
Автор фотографии - Кэвин
Картер - получил Пулитцерскую премию в 1994 году за свою работу. На
карточке изображена суданская девочка, согнувшаяся от голода. Скоро она
умрет, и большой кондор на заднем плане уже готов к этому. Фотография
шокировала весь цивилизованный мир. О происхождении девочки неизвестно
никому, в том числе и фотографу. Он сделал кадр, прогнал хищника и
посмотрел как ребенок уходит.
Кэвин Картер являлся членом группы
фотографов "Bang Bang Club" - четырех бесстрашных фотожурналистов,
путешествующих по Африке в поисках фотосенсаций. Кэвин Картер был предан
забвению всей читающей публикой за то, что когда его спросили: отнёс ли
он эту девочку к пункту выдачи пищи, он ответил, что он только вестник,
приносящий вести, а помогать в его компетенцию не входит.
Спустя
два месяца после получения награды, Картер покончил с собой. Возможно,
преследуемый ужасающими воспоминаниями увиденного в Судане.
«Чудовище озера Лох-Несс» или «Фотография хирурга»,
Еще
эту фотографию называют «Фотография хирурга». Это расплывчатое фото,
сделанное в апреле 1934 года, известно всему миру. Оно в течение 60-ти
лет питало самые невероятные предположения о живом ископаемом ящере,
живущем в наши дни в шотландском озере Лох-Несс, породило массу слухов и
догадок, инициировало несколько подводных экспедиций и дало начало
целой индустрии туризма в маленьком шотландском городке.
Так
продолжалось до 1994 года, пока приемный сын автора фальсификации -
Кристиан Сперлинг - не рассказал общественности, что его отчим,
Мармадьюк Уэтерелл, нанятый лондонской газетой Daily Mail для поиска
крупного животного, не сумел его найти и решил сделать это поддельное
фото при помощи пасынка Кристиана и сына Йена. Именно Йен и является
фактическим автором фотографии. «Несси» была сконструирована на скорую
руку и поддерживалась на поверхности при помощи игрушечной подводной
лодки и противовеса из дощечек.
Для того чтобы история выглядела
более правдоподобной, мошенники уговорили местного хирурга Роберта
Кеннета Уилсона назваться автором снимка.
«Долина реки Снейк»
Многие считают, что эпоху
фотографии можно поделить на две части: до Анселя Адамса и после Анселя
Адамса. В «доадомсовскую» эпоху фотография вообще не рассматривалась как
самостоятельное искусство. Фотографии при помощи различных манипуляций
делали похожими на картины.
Адамс же всеми силами избегал любых
манипуляций со снимками, объявив фотографическое искусство «поэзией
реальности». Своими работами он доказал ценность «чистого
фотоискусства». В эпоху появления довольно компактных переносных
фотокамер он упорно придерживался громоздкого оборудования и старомодных
широкоформатных камер.
Адамс показал американцам красоту их
национальной природы. В 1936 году он сделал серию фотографий и направил
их в Вашингтон, чтобы помочь сохранить каньон Kings в Калифорнии. В
результате эта местность была объявлена национальным парком.