Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; кит. 老子, пиньинь Lǎo Zǐ, VI век до н. э.),
древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из основателей течения даосизма.
Автор трактата "Дао Дэ Цзин" ("Канон Пути и благодати", другое название
"Три телеги" - написанный на бамбуке занимал три телеги).
"Запад есть Запад, Восток есть Восток,
и вместе им никогда не сойтись".
Р.Киплинг
Лао-Цзы и Конфуций ...Когда Конфуций находился в Сиу, то он посетил Лао-Цзы,
чтобы услышать мнение его относительно обрядов.
— Обрати внимание на то, — сказал Лао-Цзы Конфуцию, — что люди, которые
учили народ, умерли, и кости их уже давно истлели, но слова их доселе
существуют. Когда мудрецу благоприятствуют обстоятельства, он будет
разъезжать на колесницах; когда же нет — он будет носить на голове
тяжесть, держась руками за края ее.
— Я слышал, что опытный купец скрывает свой товар, как будто ничего не
имеет. Точно так же, когда мудрец имеет высокую нравственность, то
наружность его этого не выражает. Ты брось свою гордость, вместе со
всякого рода страстями; оставь свою любовь к прекрасному, вместе с
наклонностью к чувственности, потому что они бесполезны для тебя.
— Вот что я говорю тебе, и больше ничего не скажу.
Удалившись от нашего мудреца, Конфуций сказал своим ученикам:
— Я знаю, что птицы умеют летать, — рыбы умеют плавать в воде
и животные умеют бегать. Также знаю, что бегущих можно остановить
тенетами, плавающих — сетями, а летающих — силками.
Но что касается дракона, то я не знаю ничего.
Он несется по облакам и поднимается на небо.
— Я сегодня видел Лао-Цзы. Не дракон ли он?..
...Все люди держатся за свое "я", один лишь я выбрал отказаться от этого.
Мое сердце подобно сердцу глупого человека, - такое темное, такое неясное!
Повседневный мир людей ясен и очевиден, один лишь я живу в мире смутном,
подобном вечерним сумеркам. Повседневный мир людей расписан до мелочей,
один лишь я живу в мире непонятном и загадочном. Как озеро я спокоен и тих.
Неостановимый, подобно дыханию ветра! Людям всегда есть чем заняться,
один лишь я живу подобно невежественному дикарю. Лишь я один отличаюсь
от других тем, что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого.
© Лао-цзы
Для того
чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для
того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.
Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.
Превращения
невидимого дао бесконечны. Дао — глубочайшие врата рождения. Глубочайшие
врата рождения - корень неба и земли. Оно существует вечно подобно
нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.
Когда
устранили великое дао, появились «человеколюбие» и «справедливость».
Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть
родственников(отец, мать, старший и младший братья, муж, жена) в
раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская
любовь». Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и
«верные слуги»( честные и преданные государственные деятели).
Знающий людей разумен. Знающий себя просветлён. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.
Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.
Человек
высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек
средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек
низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке.
Дао рождает
одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все
существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.
Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.
Мои слова
легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут
осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное.
Человек при
своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок.
Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели
сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и
слабое – это то, что начинает жить.
Совершенномудрый
ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим.
Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао
совершенномудрого — это деяние без борьбы.
Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь.
Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага. |