Они варили варенье, выращивали трюфели, продавали очки и стали миллионерами еще до окончания колледжа.
Обычные
люди в 22 заканчивают высшее образование. Некоторые к этому времени
становятся миллионерами. 13 предпринимателей, которых проинтервьюировал
Forbes за последние три года, начинали свой бизнес рано (с 9 лет). Одни
создавали компании, чтобы решить актуальные для них проблемы. Другие
превращали в предприятия, приносящие деньги, свои хобби.
Кто-то
объединялся с друзьями, родителями и учителями; а кто-то пробивал дорогу
вперед самостоятельно. Чтобы попасть в этот список, деткам нужно было
срубить свой первый $1 млн дохода до выпуска из колледжа либо до 22 лет
(или быть в процессе достижения этого), или получить финансирование,
которое оценивало бы их деятельность в $1 млн или больше.
Продажа билетов онлайн
В 2005 году 18-летний Джошуа Дзябяк продал свою первую хостинговую
компанию Mediacatch чуть больше чем за $1 млн. Он купил «мерседес» и
телевизор с плоским экраном, а остальную сумму инвестировал в новые
предприятия. В том числе Showclix — веб-сайт, который позволяет
культурным центрам, колледжам, концертным залам и другим площадкам
продавать билеты онлайн, по телефону и в кассах. В 2009 году он привлек
около $1 млн инвестиций, а его компания была оценена в $2,75 млн. Сборы
с билетов (Showclix берет с каждой продажи 7-15%) принесли ему $9 млн
за прошлый год.
Импорт трюфелей
Три
года назад, в возрасте 15 лет, Ян Пуркаястха начал импортировать
трюфели и продавать их по цене до $12 000 за кг в рестораны и магазины
натуральных продуктов. Пуркаястха вырос в Хьюстоне, где в детстве
собирал грибы в лесу рядом с домом родителей. Импорт трюфелей — сложная
работа, ее контролируют четыре различных федеральных ведомства, и,
кроме того, нужно все время пытаться обогнать время: трюфели имеют срок
хранения всего семь дней. Пуркаястха открывает первый в США питомник
трюфелей в Арканзасе, а его компания по продажам приблизилась к $1 млн.
Автомобильный сайт
Летом
2008 года, закончив школу, Джейсон Брайан начал работать в
департаменте маркетинга фирмы, торгующей автомобилями во Флориде. Он
знал, что будущее маркетинга — в интернете. «Я обнаружил, что за
половину стоимости могу удвоить результат, покупая рекламу онлайн и
оптимизируя поисковую выдачу», вспоминает он. Три года спустя, когда
ему было 21, Брайан потратил «меньше $10 000» из своих сбережений на
создание сайта, который помогал бы потребителям искать машины.
Autocricket.com стал зарабатывать деньги, продавая информацию о
клиентах торговцам и производителям машин. Через шесть месяцев после
запуска сайт привлек внимание инвесторов, вложивших в дело $250 000.
Выручка в 2009 году составила $1,2 млн, в 2010-м — уже $6 млн.
Открытки и плюшевые игрушки
Кэмерон
Джонсон сколотил свой первый $1 млн, открыв несколько коммерческих
предприятий. Свой первый бизнес, Cheers and Tears, он запустил в
возрасте 9 лет. С помощью Photoshop, сидя у себя дома в Вирджинии,
Джонсон начал делать пригласительные открытки для вечеринки своих
родителей и вскоре стал получать заказы от их друзей и коллег. Через
несколько лет Джонсон стал на заработанные с открыток деньги покупать по
оптовым ценам плюшевые игрушки. Перепродавая их на eBay и на своем
сайте Cheers and Tears он заработал больше $50 000.
В 13 лет Кэмерон
придумал My EZ Mail — сервис, пересылающий электронные письма на
определенный адрес, не раскрывая личной информации получателя. Он нанял
программиста, чтобы воплотить идею в жизнь, и через два года My EZ Mail
зарабатывала около $3000 в месяц на рекламе.
В 1997 году Джонсон
объединился с двумя другими подростками-предпринимателями, чтобы создать
рекламную компанию. Они продавали рекламные объявления вверху окна
браузера пользователя. Люди, загружавшие программу, получали 20 центов в
час за неудобство, доставляемое рекламой. Джонсон стал сотрудничать с
DoubleClick, L90 и Advertising.com, которые забирали 30% дохода. «Мне
было 15 лет, и я каждый месяц получал чеки на $300 000 и $400 000»,
рассказывал Джонсон Forbes в 2008 году.
Еще одно детище Кэмерона
Джонсона, CertificateSwap.com, позволяло людям продавать ненужные им
подарочные сертификаты онлайн. Продажа подарочных сертификатов на eBay
была уже обычным делом, но аукцион забирал «до 13% от стоимости карты, —
рассказывал Джонсон. — А мы брали всего 7,5%». В 2004 году Джонсон
(ему было 19) продал CertificateSwap.com за шестизначную цифру.
Варенье
В 2002 году, в возрасте 14 лет, Фрейзер Доэрти начал делать джемы на кухне своих родителей в Эдинбурге. К 16 годам Доэрти
бросил
школу и стал варить варенье полный рабочий день. В 2009 году доход
SuperJam достиг $1,2 млн. Сейчас Доэрти остается единственным штатным
сотрудником компании, стоимость которой, исходя из выручки, составляет
$1-2 млн.
Социальная сеть для фокус-групп
В
1999 году, в возрасте 14 лет, англичанин Адам Хилдрет запустил новую
социальную сеть. Компании вроде Coca-Cola использовали участников сети в
фокус-группах, разрабатывая маркетинговые стратегии, направленные на
молодежь. Хилдрет служил управляющим директором агентства Dubit Limited
четыре года. Когда Хилдрету было 19 лет, BBC назвала его одним из 20
богатейших подростков Великобритании с приблизительным состоянием в £2
млн, то есть примерно $3,7 млн.
Сайт про компьютеры
В
1996 году Майкл Фурдык, которому тогда было 16 лет, запустил
MyDesktop.com, сайт про компьютеры, в подвале родительского дома в
пригороде Торонто. На его сайте было полно советов, которые Фурдык
выискивал в чатах в сети. Там же он познакомился со своим сверстником
Майклом Хэйменом из Австралии. Вскоре Хэймен переехал в Торонто, чтобы
помогать строить бизнес. Затянув пояса, товарищи нашли (по бартеру)
серверы и офис. Вскоре MyDesktop.com уже приносила $60 000 в месяц
рекламного дохода от заказчиков вроде Microsoft. В 1999 году Фурдык,
Хэйман и третий партнер продали сайт компании Internet.com «больше чем
за $1 млн», рассказал нам Фурдык в 2010 году.
Пресс для растительного масла
Двадцатилетний
Даниэль Гомес Иньигес — владелец компании Solben, разрабатывающей и
производящей прессы для выжимки масла из растений, чтобы делать
дизельное топливо. Разработку продукта Иньигес начал еще в школе. Первая
продажа принесла $150 000: половину сразу, чтобы построить пресс,
половину после доставки. Мексиканская компания Monterrey вложила в
бизнес Иньигеса «чуть больше $1 млн» за первый год его существования.
Сегодня в компании постоянно работает 15 сотрудников. Иньигес поступил в
колледж.
Фотоальбом онлайн
В
2005 году 15-летняя Кэтрин Кук и ее 17-летний брат Дейв, перелистывали
страницы своего школьного годового альбома, и у них родилась идея
создать его бесплатную интерактивную версию в Интернете. Вскоре Куки
объединили свою социальную сеть с Zenhex.com, живущим за счет рекламы
сайтом, на котором пользователи публиковали самодельные тесты, удвоив
количество посещений своего сайта. К 2006 году MyYearbook.com привлек
$4,1 млн от фондов U.S. Venture Partners и First Round Capital. Бизнес
привлек рекламодателей вроде Neutrogena, Disney и ABC, количество
участников достигло 3 млн по всему миру, а годовые продажи измеряются
семизначными цифрами, рассказывали Forbes брат и сестра Кук в 2008 году.
Продажа футболок
Реймонд
Ли в старшей школе проходил практику в Китае в компании, занимающейся
веб-конференциями. Встречи с китайскими производителями пригодились ему
дома в Калифорнии: Ли стал заказывать футболки для своей теннисной
команды прямо из Китая. Продажи стали расти, и на скопленные им $2200 Ли
открыл онлайн компанию по продаже футболок Ooshirts.com. Название он
объясняет тем, что «и у Yahoo и у Google два О». В 19 лет Ли бросил
обучение в Университете Калифорнии, чтобы работать в своей компании.
Сейчас у него три сотрудника, и он не взял ни цента внешних инвестиций.
По словам Ли, продажи в 2010 году были между $600 000 и $900 000. В
этом году, когда Ли исполнится 20, прогнозируемые продажи достигнут $2
млн.
Тексты песен
В
2002 году, когда Милану Тешовичу было 16, он запустил музыкальный
сайт, где просто для развлечения собирал тексты своих любимых песен.
Через два года он решил превратить это в бизнес. Сегодня база данных
Metrolyrics.com включает 2 млн песен, а компания из 20 сотрудников
зарабывает на продаже рекламы. Выручка достигла $1 млн в 2007 году,
когда Тешовичу был 21 год. Тешович совмещает работу с занятиями в
Университете Саймона Фрэйзера в Британской Колумбии в Канаде, где
получает степень мастера бизнеса. «Я получаю образование не ради
карьеры, — говорит он, — оно способствует личностному росту».
Продажа очков онлайн
Когда
21-летний студент университета Джэйми Мюррей Уэллс попытался в 2004
году купить пару очков по рецепту, в его голове родился новый бизнес.
Ошеломленный ценой на очки в $300, Уэллс решил бросить школу и пустить
свой студенческий кредит ($2000) на то, что потом превратилось в Glasses
Direct, базирующегося в Лондоне онлайн-ритейлера. За первый год
существования доход компании превысил $2 млн. К 2010 году выручка
компании достигла $5 млн, число сотрудников — 70 человек, а привлеченные
инвестиции — $34 млн.
Дизайн для страниц в MySpace
Задуманный
14-летней уроженкой Детройта Эшли Куолс как ее личное портфолио с
картинками и графикой, зарабатывающий на рекламе сайт стал предлагать
бесплатные дизайны для странички MySpace и руководства для подростков,
которые хотят научиться создавать свой собственный графический дизайн. В
марте 2006 года Куолс, с самого начала владевшая Whateverlife.com, по
сообщениям, получила от неизвестного покупателя предложение продать
сайт за $1,5 млн, но отклонила его.