Так вот, двадцать лет работы с эффектом Кирлиан
подтолкнули меня к идее посмотреть, как меняется свечение вокруг живой
материи по мере того, как она становится неживой.
— Неужели вы, подобно академику Павлову, который
диктовал ученикам дневник собственной смерти, фотографировали процесс
умирания?
— Нет, я поступил иначе: стал исследовать с помощью
кирлиан-фотографий тела только что умерших людей. Через час — три часа
после смерти неподвижно зафиксированная кисть покойного ежечасно
фотографировалась в газоразрядной вспышке. Потом снимки обрабатывались
на компьютере с тем, чтобы определить изменение интересующих параметров
во времени. Съемка каждого объекта велась от трех до пяти дней. Возраст
умерших мужчин и женщин колебался от 19 до 70 лет, характер смерти у
них был различным.
И это, как ни покажется кому-то странным, отразилось на снимках.
Множество полученных газоразрядных кривых естественным образом разбилось на три группы:
а) относительно небольшая амплитуда колебаний кривых;
б) тоже небольшая амплитуда, но имеется один хорошо выраженный пик;
в) большая амплитуда очень продолжительных колебаний.
Это различия чисто физические, и я бы не стал вам
о них упоминать, если бы изменения параметров не увязывались так
отчетливо с характером смерти фотографируемых. А такой взаимосвязи у
танатологов - исследователей процесса умирания живых организмов —
никогда прежде не было.
Вот чем отличалась смерть людей из трех названных выше групп:
а) «спокойная», естественная смерть старческого организма, выработавшего свой жизненный ресурс;
б) «резкая» смерть — тоже естественная, но
все-таки случайная: в результате несчастного случая, тромба,
черепно-мозговой травмы, не вовремя подоспевшей помощи;
в) «неожиданная» смерть, внезапная, трагическая,
которой, сложись обстоятельства более счастливо, можно было бы
избежать; к этой же группе относятся самоубийства.
Вот он, совершенно новый для науки материал: характер ухода из жизни в буквальном смысле слова высвечивается на приборах.
Самое поразительное в полученных результатах то,
что колебательные процессы, в которых подъемы чередуются со спадами в
течение нескольких часов, характерны для объектов с активной
жизнедеятельностью. А я-то фотографировал умерших.. Значит,
принципиального отличия мертвых от живых при кирлиан-фотографировании
нет! Но тогда и сама смерть не обрыв, не мгновенное событие, а процесс
постепенный, медленный переход.
— И сколько же времени длится этот переход?
— В том-то и дело, что длительность в разных группах тоже различна:
а) «спокойная» смерть обнаружила в моих экспериментах колебания параметров свечения на протяжении от 16 до 55 часов;
б) «резкая» смерть приводит к видимому скачку
либо через 8 часов, либо в конце первых суток, а через двое суток после
смерти колебания сходят к фоновому уровню;
в) при «неожиданной» смерти колебания наиболее
сильны и длительны, их амплитуда уменьшается от начала к концу
эксперимента, свечение тускнеет в конце первых суток и особенно резко —
в конце вторых; кроме того, каждый вечер после девяти и примерно до
двух-трех часов ночи наблюдаются всплески интенсивности свечения.
— Ну просто какой-то научно-мистический триллер получается: по ночам мертвецы оживают!
— Легенды и обычаи, связанные с покойниками, обретают неожиданное экспериментальное подтверждение.
Кто бы знал, что это за рубеж — сутки после
наступления смерти, двое суток? Но раз эти интервалы читаются на моих
диаграммах, значит, что-то им соответствует.
— А девять и сорок дней после смерти — особо значимые интервалы в христианстве — как-то у вас выявлены?
— Я не имел возможности ставить столь длительные
эксперименты. Но убежден, что срок от трех до 49 дней после смерти —
ответственный для души умершего период, отмеченный ее расставанием с
телом. То ли она путешествует в это время между двумя мирами, то ли
Высший Разум решает ее дальнейшую судьбу, то ли душа проходит круги
мытарств — различные вероучения описывают разные нюансы одного и того
же, по-видимому, процесса, который отобразился и на наших компьютерах.
— Значит, посмертная жизнь души доказана научно?
— Поймите меня правильно. Я получил
экспериментальные данные, использовал для этого метрологически
проверенную аппаратуру, стандартизированные методики, обработку данных
проводили на разных этапах разные операторы, я позаботился о
доказательствах отсутствия влияния метеорологических условий на работу
приборов... То есть я сделал все зависящее от добросовестного
экспериментатора, чтобы результаты оказались максимально объективны.
Оставаясь в рамках западной научной парадигмы, я в принципе должен
избегать упоминаний о душе или отделении астрального тела от
физического, это понятия, органичные для оккультно-мистических учений
восточной науки. И хотя, как мы помним, «Запад есть Запад, а Восток
есть Восток, и вместе им не сойтись», но вот они сходятся в моих
исследованиях. Если же говорить о научной доказанности загробной жизни,
неизбежно придется уточнять, западную или восточную науку мы имеем в
виду.
— Может, как раз такие исследования и призваны объединить две науки?
— Мы вправе надеяться, что в конце концов так и
произойдет. Тем более что древние трактаты человечества о переходе от
жизни к смерти принципиально совпадают у всех традиционных религий.
Поскольку живое тело и тело недавно умершего
очень близки по характеристикам газоразрядного свечения, не совсем
понятно, что же такое смерть. В то же время я специально проводил цикл
подобных экспериментов с мясом — как свежим, так и замороженным.
Никаких колебаний в свечении этих объектов не отмечалось. Выходит, тело
человека, умершего несколько часов или дней назад, гораздо ближе к
живому телу, чем к мясу. Скажите это патологоанатому — думаю, он
удивится.
Как видно, энерго-информационная структура
человека не менее реальна, чем его материальное тело. Эти две ипостаси
связаны между собой в течение жизни человека и разрывают эту связь
после смерти не сразу, а постепенно, по определенным законам. И если
неподвижное тело с остановленным дыханием и сердцебиением, неработающим
мозгом мы признаем мертвым, это вовсе не означает, что мертво
астральное тело.
Более того, разделение тел астрального и физического способно несколько разводить их в пространстве.
— Ну вот уже мы договорились до фантомов и призраков.
— Что делать, в нашей беседе это не фольклорные или мистические образы, а зафиксированная приборами реальность.
— Неужели вы намекаете на то, что мертвец лежит на столе, а его мерцающий призрак обходит оставленный умершим дом?
— Не намекаю, а говорю об этом с ответственностью ученого и непосредственного участника экспериментов.
В первую же экспериментальную ночь я почувствовал
присутствие некой сущности. Оказалось, для врачей-патологоанатомов и
санитаров морга это привычная реальность.
Периодически спускаясь в подвал для замеров
параметров (а именно там проводились эксперименты), в первую ночь я
испытал безумный приступ страха. Для меня, закаленного в экстремальных
ситуациях охотника и альпиниста со стажем, страх не самое характерное
состояние. Усилием воли я пытался его перебороть. Но в этом случае не
получалось. Страх улегся только с наступлением утра. И во вторую ночь
было страшно, и в третью, но при повторениях страх постепенно ослабевал.
Анализируя причину своего испуга, я понял, что
она объективна. Когда, спускаясь в подвал, я направлялся к объекту
исследований, еще не дойдя до него, явственно ощущал на себе взгляд.
Чей? В комнате, кроме меня и покойника, никого. Направленный на себя
взгляд ощущает всякий. Обычно, обернувшись, встречает чьи-то
устремленные на него глаза, В данном случае взгляд был, а глаз не было.
Перемещаясь то ближе к каталке с телом, то дальше от нее, я опытным
путем установил, что источник взгляда находится метрах в пяти-семи от
тела. Причем всякий раз ловил себя на ощущении, что невидимый
наблюдатель находится здесь по праву, а я — по собственному произволу.
Обычно работа, связанная с периодическими
замерами, требовала нахождения вблизи тела порядка двадцати минут. За
это время я сильно уставал, причем сама работа не могла вызвать этой
усталости. Повторные ощущения того же толка натолкнули на мысль о
закономерной потере энергии в подвале.
— Фантом отсасывал вашу энергию?
— Не только мою. С моими помощниками происходило
то же самое, что лишь подтверждало неслучайность моих ощущений. Хуже
того, врач экспериментальной группы — опытный профессионал, много лет
производивший вскрытие трупов, — в нашей работе задел за обломок кости,
порвал перчатку, но не заметил царапины, а на другой день был увезен
«скорой» с заражением крови.
Что за внезапный прокол? Как он мне потом
признался, впервые врачу-патологоанатому пришлось находиться возле
трупов подолгу, причем по ночам. Ночью сильней усталость, слабей
бдительность. Но помимо этого, как мы теперь достоверно знаем, и выше
активность мертвого тела, особенно если это самоубийца.
Правда, я не сторонник взгляда, что мертвые
отсасывают энергию у живых. Возможно, процесс не столь однозначен. Тело
недавно умершего находится в сложном состоянии перехода от жизни к
смерти. Идет еще нам неизвестный процесс перетекания энергии от тела в
иной мир. Попадание другого человека в зону этого энергетического
процесса может быть чревато поражениями его энергоинформационной
структуры.
— Поэтому покойного отпевают?
— В отпевании, молитвах о душе
новопреставленного, в только добрых словах и мыслях о нем заложен
глубокий смысл, до которого рациональная наука еще не добралась. Душе,
совершающей трудный переход, следует помогать. Если же мы вторгаемся в
ее владения, пусть даже с простительными, как нам кажется,
исследовательскими целями, видимо, подвергаем себя неизученной, хотя
интуитивно угадываемой опасности.
— И нежелание церкви хоронить самоубийц в освященной земле подтверждается вашими исследованиями?
— Да, возможно, те бурные колебания в первые
двое суток после добровольного ухода из жизни, что зафиксировали наши
компьютеры, обсчитывая кирлиан-фотографии самоубийцы, подводят
рациональную базу под этот обычай. Ведь мы пока ничего не знаем, что
потом происходит с душами умерших и как они между собой взаимодействуют.
Но наш вывод об отсутствии ощутимого рубежа между
жизнью и смертью (по данным проведенных экспериментов) позволяет
предположить истинность суждения о том, что душа после смерти тела
продолжает в загробном мире ту же судьбу того же самого живущего в иной
реальности человека.
(С. Кашницкий «Московский Комсомолец» от 14.10.2003).
Данный материал подготовлен по книге "Доказательства существования
жизни после смерти", опубликованной в издательстве "Новая мысль" (сост.
Фомин А.В., Москва, 2004)