Американское счастье, американская мечта – штопаные фразы, изрядно набившие оскомину, ставшие нарицательным понятием, обросшим луковой шелухой из мифов, легенд, вымыслов и людской фантазии. Попытаешься добраться до сердцевины – истины, прольешь немало слез, а затем, увы, сталкиваешься с очевидным законом подлости – то самое драгоценное луковое ядро оказывается несъедобным, воистину луковым горем.
Тем не менее, Америка – страна, которая долгие годы сохраняла позицию лидера, как страна, дарующая свободу, ценящая независимость, ратующая за равноправие и бравирующая сладкоголосым правдолюбием. Хотя для большинства иммигрантов настоящим чудом, истинным олицетворением американского счастья - стало пособие по безработице. Тем не менее, со всех концов света люди стремились туда, покидая на веки вечные родные края, «уходили» по-англицки - не прощаясь с теми, кто еще вчера был им по настоящему дорог. И все ради того, чего не может быть… во имя американской мечты, этакой «Жар-птицы».
Некогда Америка умело опоясала себя ореолом таинственности, желанной человечеству загадочности, уведомив прежде мир в том, что является, чуть ли не единственной страной живущей по закону, страной равных прав и возможностей, страной большой мечты и высоких достижений. А вскоре оградилась от основной части мирового сообщества зеркальной стеной, с односторонней панорамой: они – видят, их - нет. Точнее мир видел, но только то что хотели показать американцы, чем придавали пущий эффект пикантности своей страны. Данным трюком они пользуются и поныне, правда с каждым годом экранизация американского счастья и мечты – видоизменяется. Если ранее в коктейль американского счастья входили радужные компоненты: дом/машина/шоколад, то нынешним днем американская мечта приобрела вкус горечи: ипотека/задолженность/суицид.
Свобода слова сменилась лизоблюдством, на каждом шагу поклонение «первому» фейсу, а культ натуральных продуктов оказался мыльным пузырем, нашпигованным химией. Лозунги: «Нет войне!» сменили призывы: «Убей своих чтоб чужие боялись». Ирония судьбы, все то, что некогда было чуждым для Америки – сегодня становится нормой жизни, правилом игры «монополия». Впрочем, подобное происходит и с нашей страной: как только мы отрекаемся от прошлого – оно нас догоняет и шлепает со всей дури по попе веслом.
Для молодого поколения, Россия и Америка как мужчина и женщина, две противоположности, постоянно тянутся друг к другу, дабы поссориться, поругаться, помериться…интеллектом. Наши культуры интересуются друг другом, история ищет точки соприкосновения, пересечения, шпионы заглядывают через плечо аккуратно «тыря» гениальные идеи, впрочем - последние шнуркуются по всему миру.
Шпионаж – это глобальная секта, в нее вовлечены лишь избранные, те - кто прошел долгий «танцевальный кроваво-пыточный» ритуал посвящения. Двуногие «жучки-лазутчики» внедряются, вживаются, приспосабливаются, спариваются. Сегодня работают высокие технологии, а человеку тени остается лишь банальный шантаж и скупка краденного. Зелень хрустит – тайны льются рекой. Эх, ляпота…, однако это уже политика, стало быть, поток сплошных домыслов, сплетен, лжи и фальши, а мы говорим об истине.
Так вот, для одних истина на дне стакана, для других - океана, данная публикация продолжит поиски на дне кинематографии обеих стран. Истину, что затерялась в титрах, а начнем мы как всегда с себя любимых.
О Российском кино говорить хорошо – невозможно! Даже если очень постараться – ничего не получается. Взять, к примеру, семейное кино, вроде должно быть добрым, вечным, но в действительности сей жанр напоминает запоздалую «бразильскую» порнографию одной квартиры. Долгоиграющие сериалы, саги российских семей поражают своей наглостью. Где, скажите на милость, дорогие сценаристы и режиссеры – вы видели в нашей стране такие большие, любящие, гостеприимные семьи? В эпоху Советского Союза – да, действительно было такое, но тогда образ жизни и был культом семейственности: летом к бабушке в деревню, свадьба в «узком» - человек на сто пятьдесят – семейном кругу, все это было, но было давно, в другой эпохе. Коль скоро нынешние проекты созданы для нового возрождения культа семьи, традиций, ценностей, то очень уж неуверенно, крайне неубедительно получается. Смотришь на экран и видишь дешевое зрелище даже более того - пошлость и издевку над прекрасными светлыми чувствами.
Пожалуй, хуже этих экспериментов кинематографу удаются адаптированные ленты, следуя стопам американской киноиндустрии, российские прокатчики безостановочно снимают сериалы обо всем, на любой вкус. Итог плачевен: натуральная грязь из-под ногтей, вопрос – чьих?
Унизительно обстоят дела в историческом жанре, взирая на последние попытки режиссеров изобразить нынешнее светлое и анадышнее черное, хочется кричать до хрипоты: руки прочь…от Советской власти. Обнажая перед миром нашу историческую правду, кино/писцы чрезмерно увлекаются, пускаясь во все тяжкие выливая на головы наших предков бурный поток отборной грязи. Красной строкой через всю картину бежит главный сюжет: секс и кровь великих лидеров прошлого. Анатомическая сущность тех, кого еще вчера боготворили, на экранах превращают в мифологические образы богов зла, ада, желчи, смерти, яда. И без того униженные и оскорбленные они преданы народной анафеме.
Добрые отношения с Германией по негласному решению привели кинематографистов к выводу: Гитлера не трогать, бьем Сталина. Запинали его так, что самое время устыдиться собственному предательству. Да, немцы смогли сделать так, что имя Гитлера не упоминается всуе, и их действия заслуживают уважения. А что мы? Сталина отдали на растерзание, надругательство, предали дядечку и теперь всяк кому не лень вытирают ноги. Помимо Сталина, мы перекувыркали во всех постелях Брежнева, повеселили мир Хрущевым, припугнули строптивых да непослушных Берией.
Увы, наша страна по собственной истории ходит с молотом и наковальней, заказное и оплаченное уничтожение широкоформатными масштабами всего святого для наших родителей, бабушек и дедушек. Ради чего? В угоду мировому сообществу? Так оно итак нас то не любит, то побаивается. Или для того чтобы германцы и россияне продолжили войну… за шезлонги на берегах Турции, Египта орудуя убийственными оскорблениями: мы их – «фашистами проклятыми», они нас – «грязными партизанами». Чего ради, во имя правды? Не смешите, о какой правде идет речь, если на днях я познакомилась с неким господином в возрасте сорока лет, и он бахвалился изданной книгой о Великой Отечественной Войне. На вопрос: откуда источник услышала самый нелепый ответ: дед в детстве рассказывал. С таким подходом даром, что только ленивый не приложился к не/усыхающему доходному источнику – военному роднику.
Наши деды действительно глашатаи истины, правды, но эта, правда – мемуары, глаза войны конкретного человека, одна сторона медали, а сюжет книги «внучек» закольцевал на другой стороне, на той где изображен Сталин. Впрочем, что такое тираж 3 тысячи книг, большинство не узнают даже названия книги. Да и потом, почему бы военному «фантазеру» не тиснуть книгу, коль скоро поведение наших демагогов в культурных программах оставляет желать лучшего.
К примеру, передача о литературе: сидит группа поклонников с громкими, иной раз и уважаемыми фамилиями, и рассуждает о творчестве Булгакова. С голубого экрана льются уникальные слова от «балды», благостный момент – никто не сможет опровергнуть, к тому же программа уважаемая, канал серьезнецкий да и люди в студии собрались известные. Так вот одна из фраз звучит постоянно, по моему разумению сие смелое заявление достойно высшей похвалы, а то и Нобеля: «Булгаков говорил…» Кому? Кому из вас господа хорошие он говорил? Кому он доверился так - как не мог довериться ни соратникам, ни родственникам, ни друзьям, ни родным, ни близким. Даже перу, чернилам и бумаге не доверился, зато был столь откровенен с вами. Эх, век бы вас не видели анютины глазки…
Вернемся к нашим баранам в кино: История на пленке - нам не по зубам, слишком много режиссерских капризов, запретов власти и информационных ограничений. К тому же попасть в военную киноленту – почетно, а кого мы почитаем больше всего? Знамо дело – себя. Сам себя я сотворил, короновал, наградил, уважил, смертельно ранил, оживил и снял продолжение – вот что означает исторический кинематограф России.
За последние годы лишь немногие картины российского кинопроката заслуживают уважения и что удивительно, ни одна из этих картин не участвовала в фестивалях, не получила ни одного приза. Вместо этого они сорвали куш, главный приз зрительской любви, а это дорогого стоит.
Документальное кино вполне разумно раскрывает глаза на наивность советского народа. Малыми порциями, мизерными дозами народу выдают информацию, за которую еще «вчера» могли расстрелять. На днях в одной ленте рассказывали о доблести советской милиции и вскользь обронили фразу о садовых участках. В годы СССР популярным были садовые участки по 3-6 соток, мини-огородики с фанерными домиками служили народу верой и правдой, богатым картофельным урожаем и одновременно исполняли роль загородной недвижимости. Так вот оказывается, участки предоставляли не с целью заботы о трудящемся народе, отнюдь, это правительственная жертва, именуемая бомбоубежищем на случай ядерной войны. Случись меж СССР и Америкой война – так с помощью шалашей да сарайчиков, по мнению советской, власти народ смог бы обеспечить себе безопасность, этакое хрупкое, тонкое, звонкое и прозрачное место выживания, эвакуации. А дальше по принципу: кому повезет, кому бог даст. Крупица правды до недавнего времени никогда не звучала вслух, может оно и к лучшему? Документальное кино в целом полезно, безобидно, однако по настоящему бесценны – эпизоды и то, что осталось за кадром.
Фантастика у нас…фантастичная, никакой идеологии, с подоплекой и единым принципом: танки грязи не боятся. Все что не может быть – на экране будет, несъедобно – зато оплачено. Детское кино в России и вовсе бесследно исчезло. Девочкам не приходится морочить голову «золушками», а мальчики не запариваются стремлением стать непобедимым воином, богатырем. Мультфильмы, сказки, фантастические ленты, да и в целом кино – преимущество сохранилось за советскими режиссерами, они по-прежнему победители голубого экрана. Как бы мы не отрекались, не отмахивались от прошлого, именно им принадлежат лучшие произведения искусства России и Союза. То ли все дело в том, что тогда люди умели мечтать, умели плакать и смеяться, делиться чувствами, жить ими, не скрывая и не стыдясь их. То ли проблема российского кинематографа в дурной наследственности. Создается впечатление, что вторая версия ближе к истине.
Прежде часто цитировали фразу: «На детях гениев природа отдыхает», современное поколение усовершенствовало цитату: «Эстрада отдыхает на детях звезд». Котэ Махарадзе, известный советский спортивный комментатор, актер театра и кино, комментируя положение футбола в Грузии, произнес очень красивые слова: «Сейчас в Грузии природа отдыхает. Новое поколение не придет завтра». Куда громче, куда более красноречиво и мудрее произнесен закон природы, так почему мы усердно его игнорируем, не замечаем? В завершение о российском кинематографе процитирую слова Адольфа Гитлера, этакий реверанс дружбе и добрым отношениям между нашими странами: «Я решил не заводить детей – дети гениев являют собой жалкое зрелище».
Не будем столь категоричны как А.Гитлер, но может, стоит хотя бы признать, что Россия держится из последних сил на драматургии, балете, искусстве прошлого века. Спасибо классикам за их творчество, не напиши они столь прекрасные романы, сегодня «отдыхающим детям» нечего было бы переснимать по тридцать третьему кругу.
Рухнул «титановый» заборчик между Россией и Америкой, и предстал пред нами образ горделивой и величавой страны, Америки. Огромная заслуга взлета и падения всего государства разом, без сомнения падает на голову Голливуда. Нам только-только повезло увидеть самые первые американские картины, основанные на боевых искусствах, а Голливуд тем временем мчался вперед, в поисках нового направления. Мы только открывали для себя новое кино, а Америка открывала …цать какую-то церемонию награждения Оскар. Мы наслаждались их кинематографом, не догадываясь о том, что созерцаем распад голливудской империи.
Америке не хватает сантиментов – это факт. Их чувства как междометия, на экране занимают секунды, однако в английском языке, как известно всем, главное глаголы – то бишь - действие. Так вот экранизированные действия, побуждающие американцев к чувствам – бесконечны. Пила – пилит, паук плетет, зомби зомбируют, каждый делает ставки на поток блокбастеров, а как итог – плач зрительских антипатий.
Голливуд, подобно нашей стране – живет успехом старых кинолент. Старые добрые вестерны, фантастика с добрым сюжетом, милое доброе кино о любви, исторические киноленты, серьезные драматические киноленты – все это у Америки есть, но они уже история Америки. Зато современные киноленты дополнились уникальным кадром – рвотным рефлексом главного героя. В каждой картине их тошнит и не важно о чем фильм и кто герой, его все равно вывернет наизнанку. Вся страна единым разом склонилась к унитазам, невольно задумываешься, чем же таким «натуральным» они питались все эти годы или это реклама по совместительству? Голливуд превратился в сантехническую корпорацию. Конечно, можно предположить, что сей маневр – американская мулечка, так сказать визитная карточка, лицо страны – но больно уж брезгливый образ выбрали себе американцы. У России тоже был свой «конёк», правда, этот горбунок из 19 века. Барышни все сплошь ахали да охали, ладошку ко лбу и по стеночке аккуратно сползали в обморок. Но чтобы мужчина, джентльмен «ох…»нул на лопаточки – это нонсенс.
Еще одно новшество Голливуда – неприкрытое лизоблюдство, смачный поцелуй Белому Дому от Дома кино. Это и есть правда, неужто так выглядит свобода слова? В чем принцип того, что американский кинематограф так резко сменил курс, награждая Оскаром по чувству вины - перед братьями своими темнокожими, чувству стыда - за пролитую кровь во имя черного золота, повернувшись спиной к сладкоголосому экранизированному правдолюбию и кассовым сборам. Что сегодня держит в руках Оскар – пленку раболепия и почитания или Дамоклов меч Белого Дома?
Фильм «Аватар» - картина с предсказуемым сюжетом, однако идеология добра преподнесена зрителю идеально. Тем не менее, кино/академики подчеркнули акцент на технических достижениях, в итоге картина «огребла» по полной техно-Оскаров, но уж никак не стремления режиссера и всей команды - нести добро. Получилось вроде присказки: «своего добра навалом».
Такова цель американского прогиба – подчеркнуть равенство, прикрывая былую нетерпимость. Показать вину и последствия войны, которую было, кому начать, но не осталось никого, кто мог бы ее закончить.
Оскоро/носносный реверанс поставил символ Америки – статую Свободы – на колени. Между тем Америка считается едва ли не единственной страной, в которой нет правительственного ведомства, министерства контролирующего или регулирующего киноиндустрию в целом. Определенная власть над кинематографистами все же имеется, но и та далеко не так строга, коррумпирована как в других странах. В их стране кино, эстрада – это хорошо отлаженный механизм шоу-бизнеса, в котором главный цензор – деньги. Впрочем, и в нашей стране награждают и номинируют…деньги. Платишь валютой – награждают драгметаллом, золотом. Но дабы не выглядело все так откровенно – на сцене играют блезир, бросают «кость» достопочтенным и уважаемым седо/власцам. Людям, посвятившим свою жизнь прекрасному из искусств – кино. Для актера со стажем - это конечно мизер уважения, но для его поклонников – сия забота и внимание, как торжество справедливости, к тому же добрая память, да и в целом картина умиляет.
Однако и тут американцы переплюнули всех, почет и заслуженное уважение оплатили шуткой. Мерил Стрип уникальная актриса, удивительной доброты человек с радушной улыбкой, открытая и жизнерадостная, никогда не напомнит, что правило чтения между строк еще никто не отменял и если она молча улыбается – это не означает, что ей не больно. Надо ли рассуждать на тему «заслуженно или нет» получила награду Сандра Балок, или какая картина лучше - хуже, не в этом суть, прелесть других стран, где кино подконтрольно в том, что всегда есть ресурсы давления придумать отдельную награду, высшую похвалу, и это уж точно не бесплатный смех…
Да, у нас умеют обижать, но у нас умеют, и уважать и мы осознаем нынешнее положение в киноиндустрии. Есть чему и у кого учиться, у истории – нашей, вашей истории кино. Нам предстоит еще долгий путь, прежде чем мы станем радоваться чужому «Оскару» на российский манер. Пройдет немало лет до того дня, когда на церемониях награждения будут звучать шутки, а лица зрителей перестанут хранить обед молчания или выражать эмоции пыточных камер. Казалось бы,наша страна стоит на краю будущего и надо только отважиться сделать первый шаг, и главное не ошибиться иначе получится все как по голливудскому сценарию, где зритель наблюдает распад империи кино.
Голливуд в нынешнем ракурсе подобен главному герою Бади из кинофильма: «Вкус вишни» - франко-иранской киноленты. Печальный иранец вырыл себе могилу и приступил к долгому поиску человека, что согласится засыпать ее землей, после того как он покончит жизнь самоубийством. Только в отличие от иранского героя американскому кинематографу понадобится гораздо больше людей, дабы пробудить в киноиндустрии вкус к жизни и еще неизвестно обойдется ли все это легким испугом – вкусом вишни или как всегда, американцев стошнит?
Новое поколение не уйдет завтра? Стало быть - природа отдыхает…
|