В средние века земная красота считалась греховной. Архиепископ
кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос
нечестивым занятием. В средние века макияж запрещён всемогущей церковью,
поскольку он искажает божьи создания.
Белизна кожи, символизирующая чистоту, непорочность очень ценится в
девушках той эпохи. Но даже в те непростые времена существовал свой
стандарт красоты. Очень бледная кожа, вьющиеся золотистые волосы,
удлиненный овал лица, большие глаза, маленький рот — в моде была
ангельская внешность. Чтобы кожа была бледной, модницы натирались соком
лимона или белилами, в состав которых входили ртуть и свинец, или даже
делали кровопускания. Никаких пышных форм, никакой косметики. Ценилась
миниатюрность. Маленьким должно было быть все - рост, кисти рук, ступни,
грудь.
Еще более ценилась вера в Бога и покорность мужу. Многие исследователи
считают, что именно поэтому в те времена начали брить брови. Это сразу
же придавало лицу отсутствующее, спокойное и кроткое выражение. Для того
чтобы шея казалась более длинной, дамы брили затылки.
Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.
В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». В эпоху
рыцарства, стали цениться более "земные" девушки, с живым взглядом и
здоровым румянцем (кому не повезло — румянились!). Но бритоголовые были в
моде долго, до самого 15 века. Трубадуры прославляли хрупких, белокожих
дам, беззащитных и беспомощных на вид. Трубадуры восхваляют королев
рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе,
светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри,
глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или
роза летней поры. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка,
изящна. В моду вошла продолговатость, причем во всем, начиная от
высокого роста и заканчивая высоким лбом.
Изабелла
Французская Волчица — дочь французского короля Филиппа Красивого, жена
английского короля Эдуарда II. Славилась своими золотыми волосами,
ослепительной белизной кожи, умом, образованием и умением сохранять
внешнюю невозмутимость.
В XV веке в
период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. На этом фоне
парадоксально выглядело только одно: стандарт красоты подразумевал
округлый, достаточно большой живот. Те, кого природа наградила плоским
животом, тоже нашли выход из положения. Под платье подкладывали
специальный валик, имитирующий увеличенный живот. Для его создания на
живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Одежды узкие,
сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Говорят, шлейф в
моду ввела Агнесса Сорель, который принадлежит негласный титул «Первой
красавицы средневековья». Длина шлейфа была строго регламентирована и
зависела от положения женщин в обществе: чем знатнее была дама — тем
длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 метра 95
сантиметров, герцогини и принцессы — 3 метра 60 сантиметров и т.д., но
не менее 45 сантиметров.
Церковь активно боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами».
Наказание было очень строгим, вплоть до отлучения от церкви. Она также
славилась ангельским совершенством лица и великолепной формой груди, для
демонстрации которой ввела в моду смелое декольте. |