Общая информация по телесериалам!
Термин «мыльная опера» появился чуть раньше — в 1938 году. Журналист
американской газеты Christian Century съязвил по поводу вошедших в моду
радиопостановок семейных мелодрам: «Эти истории я называю «мыльной
оперой», потому что без помощи мыла я бы не смог пролить ни одной слезы
над муками их героев». Со временем название приклеилось к долгоиграющим
телефильмам.
Вначале целевой аудиторией сериалов считались
школьники. Однако скоро телевизионщики обнаружили иную «золотую жилу» —
домохозяек. В 1970 году американские психологи подарили миру термин
«синдром домохозяйки», назвав так почти маниакальное увлечение
сериалами.
На сегодняшний день «синдромом домохозяйки» страдают и 25% мужчин в возрасте до 35 лет.
Итак, первый в мире сериал назывался «Одинокий рейнджер (The Lone Ranger)»
и выходил в США раз в неделю с 1949 по 1957 год. Герои, техасский
пограничник и его помощник-индеец, охраняли порядок и покой
Дикого-Дикого Запада.
На данный момент самым популярным сериалом в мире, согласно Книге рекордов Гиннесса, является американский «Доктор Хаус».
Сразу же за ним идет — американская многосерийка «Остаться в живых» (Lost).
Самая популярная мыльная опера прошлых времен - «Санта-Барбара». Сериал шел несколько десятков лет.
Но самым долгоиграющим сериалом в мире считается американский «Путеводный свет».
«Свет» «зажегся» в радиоэфире в далеком 1937 году, через 15 лет
перебрался на экраны и не потух до сих пор. К сегодняшнему дню снято
уже более 15 тысяч серий.
Самым долгоиграющим сериалом в
СНГ считается «Обреченная стать звездой». За приключениями Жени и ее
окружения зрители следили 336 серий.
Кстати, до перестройки в нашей
стране знали, только несколько отечественных сериала (правда
они назывались многосерийными художественными фильмами)
"Тени исчезают в полдень"
«17 мгновений весны»
«ТАСС уполномочен заявить»
"Место встречи изменить нельзя"
"Долгая дорога в дюнах"
Но в конце восьмидесятых, на российские экраны хлынули фильмы из-за
рубежа, в том числе многосерийные, которые в один миг завоевали любовь
телезрителей.
В СССР точно по часам садилась к голубому экрану,
чтобы узнать о новых приключениях Изауры. (1976 год выпуска) -
трогательную историю о красивой, чистой душой, девушке, вынужденной
терпеть хозяина-тирана.
А теленовелла "Дикая роза" с Вероникой Кастро в главной роли полюбился даже больше
первого: сюжет развивался в современные нам дни, а значит, и проблемы
героев были нам ближе.
Вероника Кастро в один миг стала всенародной любимицей
Потеснить в русском сердце Веронику Кастро удалось, пожалуй, только
красавице с большими грустными глазами Лусии Мендес – актрисе с титулом
«мисс вселенная», сыгравшей в мелодраме «Никто, кроме тебя» (она же
через несколько лет приковала наше внимание в сериале «Мариелена»).
Была также Виктория Руффо и ее «Просто Мария» (мексиканский вариант
Фроси Бурлаковой – разве мог он не полюбиться?!), которой сопереживали
миллионы россиян.
Удивительно, но мексикано-испанские мачо совсем
не находили места в сердцах россиян – все симпатии априори доставались
актрисам и их героиням, таким похожим на русских женщин именно своей
нелегкой судьбой.
В латиноамериканских сериалах было в среднем
250 серий, и тогда нам это казалось просто фантастикой, мы называли их
«бесконечными», но только до тех пор, пока телеканал РТР не запустил в
эфир американскую «Санта-Барбару».
«Санта-Барбара» всего за пару месяцев приобрела эффект масштабного социального явления
Интересно, что первоначально было закуплено всего 30 серий (на пробу) и
по неизвестной причине показ начался не с первой серии (было пропущено
около 200 серий!), и только увидев, что собралась невиданная ранее
зрительская аудитория, было решено продолжить показ.
С появлением
«Санта-Барбары» (в 1992 году) мы перешли на совершенно новый, до сих
пор неизведанный, сорт «мыла», американский сериал – куда большее число
серий (кстати, финал мы так и не увидели), видовые и натурные съемки
(все латиноамериканские сериалы обходились несколькими павильонами,
имитирующими жилища и офисы героев), большее число героев…
Кроме
того, нам впервые рассказали не историю доброй девушки из провинции, а
о жизни богатого американского клана со своими жестокими
капиталистическими законами.
И нам понравилось, и мы
сопереживали в равной степени комичной злодейке Джине и невероятно
благородной Иден. Даже американские мужчины пришлись нам по вкусу
(может быть, потому что в отличие от мексиканских не были либо
злодеями, либо настоящими героями) – казалось, в актера Лэйна Дэвиса
(или все-таки в его персонажа Мэйсона?) была влюблена вся женская
половина России.
«Династия» стала не только очередным шагом в развитии «мыльной истории России», но и заложила основы гламура в бывшем СССР
По непонятным причинам, в 1998 году, РТР сама решило остановить
успешный вихрь «Санта-Барбары» - сняли с эфира вечерний сеанс, оставив
только неудобные для большинства зрителей утренние часы. Это привело к
тому, что в 2000 году у сериала осталось крайне мало лояльной
аудитории, и проект прекратили показывать, а ведь до финала тогда
осталось всего 600 серий…
Надо заметить, что историю «Санта
Барбары» в России изрядно подпортила другая американская теленовелла о
богатых и знаменитых, «Династия», которая не только «перетянула» на
себя часть аудитории, но и стала очередным шагом в развитии «мыльной
истории России».
Начнем с того, что к «Династии» приложил руку сам
Аарон Спеллинг; это тогда его имя ничего нам не говорило, зато сегодня
мы знаем, что этот телевизионный гений ни скупился ни на сюжет, ни на
бюджет.
Кроме того, именно в «Династии» герои «случайно» стали
появляться в нарядах Armani и ездить на Mersedes (лошади, пруд с
лилиями и вертолеты вместо стандартных стен съемочных павильонов уже не
считаются).
И наконец, актерский состав. Что ни говори, а в
латиноамериканских сериалах и в «Санта Барбаре» играли скорее очень
красивые, нежели очень талантливые актеры; «Династия» позволила ощутить
и понять разницу (одно имя заслуженной со всех сторон актрисы Джоан
Коллинз чего стоит).
Конечно, после выше перечисленных сериалов в
России было показано (а сколько еще будет!) немало многосерийных
фильмов. Постепенно «золушек» и «богатых и знаменитых» сменили
стервозные офисные интриганки и красивые хирурги-Джорджи Клуни.
Со временем, разобравшись в понятии «целевая аудитория», российское ТВ
стало преподносить нам «мыло» с тонким расчетом: подросткам – «Беверли
Хиллз» и «Элен и ребят»,
домохозяйкам – многочисленных «Мануэлл», «Гваделупе» и «Кассандра»,
более «продвинутой» и занятой аудитории – «полицейские» и
фантастические сериалы, и в более позднее время.
Конец
90-х – бум отечественных сериалов («Мелочи жизни», «Горячев другие»,
«Петербургские тайны», «Улицы разбитых фонарей», «Зал ожидания» др.),
Особенности российского сериала по сравнению с западными
(американскими) аналогами, более яркая актерская игра, привычные
проблемы. Причины популярности российских сериалов: низкое качество
иностранной продукции актерской игрой, примитивным повторяющимся
сюжетом(мексиканские, бразильские сериалы), потребность в кино о
современной российской жизни. Один из главных мотивов для зрителей
телесериалов – потребность в положительном герое, образцах для
подражания, позитивных примерах.
Российские
сериалы, в последнее время в основном, все на одну тему — менты и
бандиты! Правда, в последнее время появились какие-то потуги на
«бытовуху»: про «золушек», покоряющих сердца олигархов, весьма убогие
любовные романы, но все это пока что слабовато. В ментах же мы достигли
совершенства — Квентин Тарантино отдыхает!
Никогда не любил
сериалы, потому что примитивно. Авторы берут на первый взгляд хорошую
тему и основательно ее портят. Первые две-три серии еще хороши, а
дальше уже идет какая-то белиберда. Очевидно, таковы условия, таковы
рамки этого жанра, в которые надо втиснуть как можно больше материала.
Сериал ведь перемежается рекламой, а как втиснуть ее в серьезный фильм
без ущерба для зрителя! Но, скорее всего, не хватает умения создать
что-нибудь стоящее…
Взять, к примеру, знаменитый сериал
«Спрут». Вроде бы и тема хороша — борьба с мафией! — и актеры неплохие,
зачем же, спрашивается, нагородили авторы столько всякой ерунды?
Боролся бы Катаньи с местной мафией, и все было бы хорошо, так ведь нет!
Он и с преступными банкирами борец, он и преступные международные
синдикаты прижимает «к ногтю», он же и мир от ядерной угрозы спасает! И
все — один! И что ни новая серия, то новые ужасы — один страшнее
другого. А еще, походя, охмуряет всех женщин, встречающихся на пути.
Особенно удивляет, как это он, так трагически, так картинно
переживавший гибель единственной дочери, в тот же день тащит в постель
очередную пассию. Вот уж поистине супермен!
Как было страшно в начале этого сериала, и во что он превратился под конец!
А помните, как восторженно отзывались о сериалах наши кинодеятели,
когда им разрешили выезжать за границу? О, — говорили они, — на Западе
сериалы по сто, сто пятьдесят серий, не то, что у нас, в «совке»!
И вот
настала перестройка, перестроилось и наше кино. Теперь и у нас сплошь
одни сериалы. И мы с ужасом убедились, что времена хорошего кино ушли
безвозвратно. На экраны выплеснулось нечто неудобоваримое, пошлое,
гнусное. Теперешние герои — менты, бандиты, путаны, содержанки… Плохо
было, когда все — «про колхоз, да про навоз», а про бандитов — еще
хуже! Тем более, что про колхоз все же играли блистательные актеры, и
можно было смотреть, а про бандитов… увы! Приходится признать: жизнь не
стоит на месте, и мистер Сэконд постепенно вытеснил с экранов мистера
Фёста.
С каждым годом качество российского сериала
подтягивалось к американским стандартам и равнялись на них, теряя
качество. Качество свойственное отечественному кинематографу. А перед объективами стали появляться плохие, а часто и бездарные актеры, плохие
режиссеры, а с уходом из жизни Актеров, на экране мелькают одни и те же
лица. Уже не надо создавать образ, трудится над ним, не нужно как
актеру "гореть". Есть другие технологии выдавливания слез. Названия
сериалов разные, сюжеты и играющие одни и те же. Мыло...