Длительный упадок социальной сети MySpace завершился 30 июня ее
продажей. Покупателем стала малоизвестная компания Specific Media,
отдавшая за некогда самый популярный сайт в мире $35 млн. Это в 10 раз
меньше, чем сумма, которую в 2005 году за MySpace заплатила News Corp.
медиамагната Руперта Мердока.
Журнал Forbes решил напомнить истории самых неудачных сделок в истории интернет-индустрии.
Покупка MySpace
Руперт Мердок, владелец News Corp.
Покупатель: News Corp.
Цена покупки: $327 млн
Цена продажи: $35 млн
News Corp. Руперта Мердока купила MySpace летом 2005 года, заплатив
за него $327 млн. К 2006-му сайт лидировал в мире по количеству
просмотренных страниц и уверенно — с 75% — доминировал в сегменте
социальных сетей. Однако уже через два года Facebook догнала его по
популярности, и с тех пор MySpace терял в среднем 1 млн уникальных
посетителей в месяц. К 2010 году Facebook оставил конкурента далеко
позади: 640 млн зарегистрированных пользователей против 100 млн.
В октябре 2010 года MySpace официально признал поражение,
переквалифицировавшись в развлекательный портал. Это не помогло, и
MySpace продолжил стремительное падение. По итогам минувшего финансового
года MySpace зафиксировала убыток $165 млн при выручке всего $109 млн. С
такими показателями News Corp. было непросто найти покупателя на
MySpace. В результате им стала компания Specific Media.
О планах Specific Media относительно MySpace пока ничего не известно.
На всякий случай, News Corp. сохраняет за собой 5% в MySpace.
Покупка ICQ
CEO AOL Стив Кейс
Покупатель: AOL
Цена покупки: $407 млн
Цена продажи: $187 млн
ICQ разработала израильская компания Mirabilis в 1996 году. Через два
года AOL заплатила за сервис мгновенных сообщений чуть больше $400 млн
($120 млн в качестве бонуса разработчикам), что на тот момент стало
крупнейшей сделкой для израильского технологического сектора.
Существенного успеха с тех пор ICQ так и не добился, уступив место
конкурентам в лице MSN, а позднее Skype, Google Talks и пр.
В 2010 году ICQ по всему миру пользовались около 33 млн человек,
почти треть которых была из России. Этим объяснялся интерес к ICQ
российского фонда DST (нынешний Mail.ru Group), который в 2010 году
заплатил за сервис $187 млн. Любопытно, что сделке могли помешать
американские спецслужбы, которые с переездом серверов ICQ в Россию
боялись потерять доступ к расшифровкам переговоров восточноевропейских
криминальных групп.
Покупка MP3.com
CEO Vivendi Жан-Мари Мессье
Покупатель: Vivendi
Цена покупки: $372 млн
Цена продажи: $2,5 млн
Французская медиакорпорация Vivendi International приобрела
музыкальный сервис MP3.com в 2001 году за $372 млн. Создатели MP3.com
Майкл Робертсон и Грег Флорес пытались изменить мир, позволив музыкантам
продавать свою музыку в обход лейблов.
В свою очередь Vivendi, которой помимо прочего принадлежит один из
крупнейших мейджеров Universal Music, преследовала прямо противоположные
цели. CEO Vivendi Жан-Мари Мессье, комментируя покупку, назвал MP3.com
«передовой технологией», приобретение которой станет важнейшим шагом на
пути Vivendi к превращению в ведущего дистрибьютора цифровой музыки.
В 2003 Vivendi продала сервис медиакомпании CNET Networks, которая моментально его закрыла, оставив себе только адрес.
Покупка Broadcast.com
Основатели Yahoo! Джерри Янг и Дэвид Фило
Покупатель: Yahoo!
Цена покупки: $5,04 млрд
Цена продажи: сервис закрыт
В самый разгар «пузыря доткомов» в 1999 году Yahoo! заплатила $5,04
млрд за сайт Broadcast.com — примитивный прообраз Youtube. После этого
Yahoo! на протяжении нескольких лет пыталась инкорпорировать
Broadcast.com в свою структуру, однако так и не смогла превратить его в
хит. К тому моменту пузырь уже лопнул, обесценив Broadcast.com вместе с
остальными компаниями той эпохи. На сегодняшний момент Broadcast.com
больше не существует.
Зато продажа Broadcast.com сделала миллиардерами его основателей —
Марка Кьюбана и Тодда Вагнера. Кьюбану удалось спасти свое состояние, и
сейчас он является владельцем клуба NBA Dallas Mavericks. Несколько
недель назад Dallas выиграл свой первый за последние 30 лет титул
чемпионов NBA. В минувшем году Forbes поставил Кьюбана на 459-е место в
списке самых богатых людей планеты с состоянием $2,5 млрд.
Покупка Skype
Основатель eBay Пьер Омидьяр
Покупатель: eBay
Цена покуки: $3,1 млрд
Цена продажи: $2 млрд
Skype появился в 2003 году, а уже через два года был куплен eBay в
общей сложности за $3,1 млрд. К 2007 eBay, так и не разобравшись, как
встроить Skype в свой основной бизнес или хотя бы успешно монетизировать
популярный сервис, списал с его стоимости более $900 млн. «Как много
бесплатных звонков мне нужно сделать, чтобы оправдать покупку Skype?» —
спрашивал весной 2008 года в своем twitter основатель eBay Пьер Омидьяр.
Через год eBay продаст контрольный пакет Skype группе частных
инвесторов за $2 млрд. К счастью для eBay, у них оставалось около 30%
сервиса и поэтому им удалось неплохо заработать, когда несколько месяцев
назад Skype купил Microsoft за $8,5 млрд. Однако встает вопрос об
упущенной выгоде: за период времени с момента продажи его eBay и
покупкой Microsoft Skype не претерпел серьезных изменений.
Покупка Bebo
CEO AOL Ренди Фалько
Покупатель: AOL
Цена покупки: $850 млн
Цена продажи: $10 млн
В 2008 году на волне популярности социальных сетей, когда число
пользователей Facebook увеличивалось на 150% ежемесячно, а к концу лета
достигло отметки 100 млн человек, AOL решила обзавестись собственной
сетью и приобрела компанию Bebo у Майкла и Хочи Бирч.
Но AOL не сумела создать серьезного конкурента компании Марка
Цукерберга и уже через год начала искать на Bebo покупателей. Летом 2010
года ее выкупил частный фонд Criterion Capital Partners в 85 раз
дешевле сделки с Бирчами. За два года под контролем AOL число уникальных
посетителей Bebo в месяц сократилось с 22 млн до 14,6 млн и в
дальнейшем продолжило падать.
Сейчас Bebo — небольшая компания со штатом из 50 человек.
Покупка Flip
CEO Cisco Джон Чемберс
Покупатель: Cisco
Цена покупки: $590 млн
Цена продажи: компания закрыта
Cisco приобрела выпускавшую карманные видеокамеры Flip компанию Pure
Digital в 2009 году за $590 млн. С одной стороны, было неочевидно, зачем
компании, чьим основным бизнесом является производство сетевого
оборудования для предприятий, нужны свои любительские камеры. С другой —
прибыль Cisco в последнее время сокращалась и компания искала выходы на
новые для себя рынки, а камеры Flip к тому моменту были сенсацией.
Причиной популярности Flip была возможность снимать видео, после чего
моментально отправлять его на Youtube и другие видеохостинги.
Одновременно с тем, как Cisco закрывала сделку по покупке Pure Digital,
мобильные телефоны стали стремительно улучшать качество съемки. В итоге
камеры Flip оказались не очень нужны.
В начале этого года Cisco заявила, что собирается уйти с
потребительского рынка и поэтому полностью закрывает отдел по
производству камер и увольняет весь персонал.
Слияние AOL и Time Warner
CEO AOL Стив Кейс и CEO Time Warner Джерард Левин
В 1999 году крупнейший в мире медиаконгломерат Time Warner и
крупнейшая в мире интернет-компания AOL объявили о слиянии. Общая сумма
«сделки века» составила около $350 млрд, а AOL, рыночная капитализация
которой к тому моменту составляла около $240 млрд, получила в
объединенном предприятии 55%. Однако уже через несколько месяцев лопнул
«пузырь доткомов» и активы AOL начали стремительно терять в цене.
В 2002 году AOL Time Warner была вынуждена зафиксировать рекордный на
тот момент убыток в истории американских компаний — $99 млрд. В конце
2009 года, через десять лет после слияния, Time Warner и AOL поставят
точку в отношениях и окончательно разделятся. Сейчас рыночная стоимость
AOL не превышает $2 млрд.