В марте 1983 года американский журнал National Geographic опубликовал статью про находку двух попавших в шторм и затонувших кораблей времен 1812 года. История крушения одного из этих кораблей легла в основу романа американского писателя-классика Джеймса Купера «Нед Майерс, или Жизнь под парусами».
Сквозь мутную заиленную воду постепенно проступила фигура человека. Рука у сердца, тело наклонено вперед, – казалось, что он любезно приветствует нас.
Так подводная камера с дистанционным управлением помогла мне увидеть то, что я искал четыре года. Кто-то у меня за спиной тихо сказал: «Неплохо – после всей проведенной работы. Дэн, мне кажется, ты тоже можешь поклониться».
Кланяться я не стал, но мысленно отвесил сотни поклонов – каждому из всех тех, кто помогал вывести на монитор этот образ. То была резная фигура, сделанная с портрета британского адмирала Горацио Нельсона. Когда-то она красовалась на трофейном корабле американского флота – строили его канадцы, назывался он изначально «Лорд Нельсон» (Канада тогда была колонией Великобритании), но американцы переименовали его в «Скердж», а британского адмирала на носу оставили. «Скердж» затонул вместе с другой военной шхуной, «Хэмилтоном», во время шторма на озере Онтарио более полутора веков назад. Лучше всего об этом знаменательном для меня событии в свое время рассказал Нед Майерс, его непосредственный участник.
Майерс был матросом американского флота в 1812 году, когда разгорелся конфликт между Британией и США. Одной из причин военного столкновения стала блокада Британией торговли между США и наполеоновской Францией. Война была долгой и масштабной – бои шли от Канады до Луизианы, от Великих озер до океана.
Сегодня о Неде Майерсе, конечно же, никто бы и не вспомнил, если бы не два обстоятельства: фотографическая память, которой он обладал от природы, и то, что до войны он отправился в плавание за границу на американском торговом судне вместе с молодым человеком по имени Джеймс Фенимор Купер, но об этом чуть позже.
Ранним утром 8 августа 1813 года «Хэмилтон» и «Скердж», пришвартованные в западной части озера Онтарио, были подхвачены внезапным мощным порывом шквалистого ветра. Оба корабля исчезли мгновенно – закрутились в вихре, были залиты водой и пошли ко дну.
Во время войны 1812 года Майерс служил за границей на военной шхуне «Скердж», которая в составе американской эскадры, включавшей в себя еще одну военную шхуну «Хэмилтон», патрулировала озеро Онтарио. Если «Скердж» когда-то был канадским торговым судном и назывался «Лорд Нельсон», то «Хэмилтон» – торговым кораблем под названием «Диана», но его тоже переименовали и переоборудовали под военные нужды. Как показала история, установка пушек на неподготовленных гражданских судах была плохой идеей: такое переоборудование обернулось трагедией.
Ранним утром 8 августа 1813 года «Хэмилтон» и «Скердж», пришвартованные в западной части озера Онтарио, были подхвачены внезапным мощным порывом шквалистого ветра. Оба корабля исчезли мгновенно – закрутились в вихре, были залиты водой и пошли ко дну. Тяжелые пушки сделали легкие торговые суда неустойчивыми. Выжило лишь по восемь человек из каждой команды.
Одним из выживших был Нед Майерс, и на протяжении следующих тридцати лет его память хранила все мельчайшие подробности той ужасной ночи. В 1843 году Майерс разыскал своего попутчика по довоенному плаванию, Купера, который к тому времени уже стал одним из ведущих американских писателей.
Обладавший, как уже было сказано, замечательной памятью, Майерс в подробностях рассказал Куперу о своей полной трудностей и опасностей жизни моряка, и особенно – о той ночи, когда затонули «Хэмилтон» и «Скердж». В результате появился классический роман о морских приключениях «Нед Майерс, или Жизнь под парусами» Джеймса Фенимора Купера.
В романе Нед детально описывает крушение «Скерджа»: «Вспышки молний были бесконечны, они почти ослепили меня. Казалось, наши палубы охвачены огнем. Ничего не было видно. Я не слышал ни криков, ни приказов; только с подветренной стороны шхуны раздавались вопли матросов – они лежали, придавленные орудиями, ящиками с боеприпасами и другими тяжелыми вещами, которые скатились вниз, когда корабль начал заваливаться набок…
Вода заливалась в каюты по сходному люку… Я прыгнул и упал в воду в нескольких метрах от того места, где стоял. Похоже, как только я покинул шхуну, она затонула».
«Хэмилтон» отправился вслед за «Скерджем». На протяжении следующих 158 лет они лежали на дне моря, всеми забытые, и, кроме рассказа Неда Майерса и кратких ссылок в военно-морском архиве США, о крушении не было никаких свидетельств.
Но летом 1971 года Королевский музей Онтарио в Торонто начал историко-исследовательский проект по поиску «Хэмилтона» и «Скерджа» в западной части озера Онтарио. В 1812 году озеро было главным театром военных действий, и именно по нему, а не по дорогам, происходили перемещения войск, снаряжения и продовольствия.
Мой друг, доктор Дуглас Ташингхэм, в то время главный археолог Королевского музея Онтарио, попросил меня возглавить этот проект. Вообще-то, моя основная профессия – зубной врач, но увлечение археологией и опыт работы водолазом привели к тому, что я стал научным сотрудником музея.
Озеро Онтарио холодное, самые нижние слои вод всегда остаются почти ледяными. Неудивительно, что, в отличие от тропических морей с их теплыми водами и разъедающей солью, прохладные Великие озера – и самое маленькое из них, Онтарио, в том числе, – как правило, отлично сохраняют все, что опускается на их дно. В нашем случае эта особенность была крайне важна.
Книга Купера изобилует детальными описаниями кораблей и, что не менее важно, дает некоторое представление об их местонахождении на дне озера Онтарио. Точное место, разумеется, определить было невозможно. Но Нед Майерс все-таки дал мне бесценную подсказку.
То, что начиналось как рядовой исследовательский проект, постепенно увлекло меня целиком и полностью. Мне уже было мало просто собрать информацию о «Хэмилтоне» и «Скердже» – я твердо решил отыскать и исследовать сами корабли. С самого начала три замечательных человека не только мирились с моей навязчивой идеей, но даже поддержали ее: моя жена Нэнси, Дуг Ташингхэм и доктор Питер Слай, старший научный сотрудник Канадского центра внутренних вод. Это государственное исследовательское учреждение, которое занимается изучением и охраной канадских озер и рек, – в обязанности Питера долгие годы входило исследование дна озера Онтарио.
Но с чего начать поиски? Исторические документы, особенно времен войны, нередко составлялись невежественными или предубежденными авторами.
Для поиска двух кораблей мне были нужны подлинные беспристрастные документы, в которых излагались бы чистые факты, а не мнения. Идеальный вариант такого документа –судовой журнал, и меня страшно огорчало, что журналы «Хэмилтона» и «Скерджа» были утрачены. Я задумался: где же можно отыскать судовые журналы других кораблей американской эскадры? Я написал в министерство флота США в Вашингтон и запросил нужные мне бумаги, но получил отрицательный ответ. В Государственном архиве, однако, оказался журнал флагманского корабля британского флота «Вульф», который вел перестрелку с американской эскадрой за день до того, как затонули «Хэмилтон» и «Скердж». Может ли представлять какой-то интерес копия судового журнала «Вульфа»? Я был уверен, что может.
Я так и не узнал имя британского офицера, стоявшего в карауле на палубе «Вульфа» в то роковое утро – воскресенье 8 августа 1813 года, – но испытываю к нему безмерную благодарность: он аккуратно внес в журнал все, что увидел. «Утро. Легкий, переменный ветер, очень теплая погода. 5 часов: Залив сороковой мили на расстоянии 8 миль юго-юго-запад, ветер с юга. На западе по левому борту видна эскадра врага, на расстоянии 4–5 лиг. Мы поставили паруса и повернулись к ней… ».
Залив сороковой мили все еще существует под тем же названием – он находится в западной части озера Онтарио, у его южного берега, возле городка Гримсби. Утром 8 августа 1813 года позиция «Вульфа» была 8 миль север-северо-восток от устья залива. Если смотреть отсюда, американская эскадра располагалась на юго-востоке, а расстояние «4–5 лиг» составляет 12–15 миль.
Таким образом, я определил зону поиска, но оставалась одна небольшая проблема. Запись в журнале «Вульфа» была сделана в 5 утра, примерно через четыре часа, после того как «Хэмилтон» и «Скердж» затонули. Сколько миль прошли американские шхуны за это время? Ответ мне дал Нед Майерс: ни одной.
В романе Купера, Неда подобрали к тому моменту, как затонул еще один корабль американцев – «Джулия». Проспав несколько часов, Нед вышел на палубу около 6 утра и увидел сцену, которую невозможно было забыть:
«За часы, прошедшие с момента крушения, эскадра почти не сдвинулась с места… мы проплывали мимо многочисленных свидетельств нашей трагедии. Повсюду на поверхности воды были разбросаны обломки палуб и мачт, сети, шляпы…»
Это значило, что координаты американской эскадры, зафиксированные на «Вульфе», совпадали с координатами «Хэмилтона» и «Скерджа». Пора было начинать поиски под водой.
Приняв во внимание значительную поправку на погрешность в расчетах места крушения, я отметил на карте дна озера Онтарио территорию площадью 82 квадратных километра, на которой, как я считал, должны лежать затонувшие корабли. Затем попросил Питера Слая и его коллег о первой из многочисленных услуг – и все они, спешу с благодарностью заметить, были мне щедро оказаны.
В наши дни стандартный способ поиска месторасположения затонувших кораблей – исследование дна подводным магнитометром. Его сенсоры могут определить значительное скопление железа, например пушек, на больших глубинах. Когда затонувший объект найден, чаще всего для определения его размера и очертаний используют гидролокатор бокового обзора.
У специалистов Канадского центра имелся такой гидролокатор, а также системы навигации и записи данных, и они согласились предоставить оборудование мне, вместе с исследовательским судном. Еще более ценным приобретением был сам Питер Слай, ставший виртуальным участником наших поисков. Взяв напрокат магнитометр, мы наконец приступили к делу. После нескольких пробных попыток в 1972 году осенью 1973-го мы начали полномасштабное подводное исследование.
Первые результаты оказались неутешительными. Среди многочисленных находок, сделанных магнитометром, гидролокатор определил груду стальных балок для моста, упавших с грузового судна несколькими годами ранее, и разбросанные по всему дну учебные артиллерийские снаряды в той части озера, где проходили учения канадских войск во времена Второй мировой войны.
И вот, за неделю до истечения срока аренды судна, когда первоначально определенная территория была уже изучена, меня осенило. Предположим, офицер с «Вульфа» неправильно определил расстояние до американской эскадры. А вдруг вражеские корабли находились в полных 15 милях к востоку от «Вульфа»? Тогда они должны были уйти на ночь в устье Ниагары под защиту дружественных орудий форта Ниагара. На следующее утро я попросил сместить поиски чуть дальше на запад от нашей заранее определенной зоны.