Главная » 2011 » Февраль » 6 » Просмотров 11715

Непентес - растение, которое поедает не только насекомых

На Филлипинах найдено растение, которое поедает не только насекомых, но и мелких грызунов, даже крыс. До сих пор считалось, что растения могут питаться только насекомыми и пауками.

Непентес аттенборо (Nepenthes attenboroughii) примечателен особыми листьями, которые выглядят как кувшинчик с крышкой. Так устроены многие растения, но новый вид непентесов отличается от насекомоядных аналогов своими внушительными размерами. Емкость кувшина (до двух литров) привлекает не только насекомых – ботаники утверждают, что жертвами Nepenthes attenboroughii становились и грызуны.

Представители рода непентесов были известны и раньше: это растение широко распространено на островах Юго-Восточной Азии, Филиппинах и в Индонезии. Листья непентеса на одном растении бывают как вполне обычного вида, так и видоизмененные –вытянутые в ярко окрашенный кувшинчик, часто принимаемый за цветок.
Nepenthes attenboroughii, крупнейшее плотоядное растение.

Кувшин изнутри в два слоя заполняется соком, которого может накапливаться до двух литров. Снизу – вязкая жидкость с пищеварительными ферментами, сверху – не смешивающаяся с ней вода, в которой могут размножаться личинки комаров. Как считают ботаники, растение получает пищу и из уже утонувших насекомых, и из продуктов жизнедеятельности живущих на поверхности личинок комаров.

Название

Свое название непентес аттенборо получил в честь сэра Дэвида Аттенборо, одного из известнейших за рубежом ведущих и журналистов. Он одним из первых начал снимать документальные фильмы о природе, в 1960–1970 годах руководил двумя каналами BBC и стал автором девяти сериалов. Аттенборо был польщен, когда ему сообщили о том, что его именем назвали крупнейшее и уникальное в своем роде плотоядное растение.

Впрочем, случилось это уже не в первый раз. Ранее в его честь назвали ископаемую панцирную рыбу Materpiscis attenboroughi, тоже весьма примечательную с точки зрения ученых. Матерписцис аттенборо – древнейший, возрастом 375 млн лет, вид живых существ с внутренним оплодотворением и живорождением.
То, что уникальный вид непентеса, способного питаться даже мелкими млекопитающими, был открыт только в начале XXI века, удивительно только на первый взгляд.

Первые сообщения об удивительном растении появились лишь в 2000 году, после того, как двое христианских миссионеров попытались подняться на редко посещаемую альпинистами гору – пик Виктории. Восхождение не удалось, миссионеры вместо этого блуждали около двух недель в джунглях и после возвращения передали ученым информацию о странном и ранее никогда не виданном растении.

Проверить эту информацию и взялись Стюарт МакФерсон (компания Red Fern Natural History Productions, Великобритания), независимый ботаник Аластер Робинсон, в прошлом сотрудник Университета Кэмбриджа, и Андреас Флейшманн из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене. До района, в котором произрастает непентес аттенборо, они добирались через джунгли на протяжении нескольких дней.

К слову, на островах Индонезии в 2008 году находили и новые виды обезьян – на этом фоне растущее в труднодоступном районе растение кажется вполне закономерным открытием.
Разновидности ловушек

Непентис приманивает насекомых жидкостью на дне кувшина со скользкими стенками, но это не единственная разновидность растительных ловушек. По мнению биологов, в ходе эволюции различные приспособления для частичного перехода на «мясную диету» формировались как минимум шесть раз.

У росянки, например, имеются особые клейкие листья. Причем клейкое вещество не просто склеивает – в его состав входят парализующий насекомых компонент и пищеварительные ферменты. Лист, на который приземлилась жертва, медленно сворачивается – для ее переваривания.

Другой пример ловушек – это схлопывающиеся листья венериной мухоловки. В отличие от медленно сворачивающихся листьев росянки они схлопываются намного быстрее – и жертвами становятся даже неосторожно севшие на них мухи и мелкие лягушки.

Крысы как удобрение?

Роль грызунов в «диете» непентеса аттенборо впрочем, преувеличивать не стоит. Мыши и крысы могут свалиться в кувшин случайно, но о том, чтобы растение специально приманивало мелких млекопитающих и использовало их как источник питательных веществ речи не идет. Более того, хищные растения значительную часть необходимого берут все-таки традиционным путем – из углекислого газа в воздухе и из почвы.

Разговоры о растениях, которые захватывают даже людей, следует отнести скорее к жанру мистификаций. Зато вот микологи (специалисты по грибам) могут рассказать о плотоядных грибах: некоторые из них имеют на грибнице кольцевые петли, затягивающиеся при попадании внутрь мелких червей.

Креативная люстра
 Самое красивое и ужасающее зрелище!
 Уникальное зеркало
 Вот это сила БОга
 100 наиболее любимых и цитируемых фраз и...
 Опубликованы загадочные артефакты
 Вечерняя зарядка для ума. Проверим?
 Предположение, как будут выглядеть звезд...
 Джамаль Рид
 Способы влюбить в себя человека открыты!
 За рулем)
 Вот такой вот деревянный ресторанчик
 Красота мини-деревьев!
 Креатив, который взрывает мозг
 Неизвестные фото Дианы перед смертью
 Жезл для ГАИшников:-)
 Подводные монстры.
 ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ТОТ ИЛИ ИНОЙ АВАТОР
 А как живешь ты?
 Эффективный заработок в сети

Теги: фото растения, которое поедает, Непентес, ест животных, не только насекомых, растение необычное, растение

№2 - Написал(а): karol Спам
прикольные растения.

№3 - Написал(а): Tj5sCR Спам
Прикольные хищники.

№4 - Написал(а): egor Спам
Про насекомых знал, но про крыс первый раз слышу.

№5 - Написал(а): bobr Спам
Это хорошо, что они не такие большие, а то и людей бы кушали.

№8 - Написал(а): nik Спам
А чего, съел крысу и сразу полегчало.

№10 - Написал(а): sha Спам
В природе много интересного.

№11 - Написал(а): viktoria Спам

№13 - Написал(а): andrei Спам

№14 - Написал(а): Kw2 Спам
Самое главное что они людей не едят.

№21 - Написал(а): natalu753 Спам
Лучше бы они людей ели.

№16 - Написал(а): byba Спам
Фото очень красивые.

№17 - Написал(а): sterva Спам
Земли им уже мало.

№18 - Написал(а): bor Спам
Теперь будут учиться ходить.

№20 - Написал(а): Хаус Спам
Хорошо, что они ходить не умеют.

№22 - Написал(а): natalu753 Спам