Оставались в прошлом представления цирков Барнума и Бейли, они исчезали в тумане времени, становясь архаикой, хотя, конечно же, полностью не исчезли, сменив большие города на пыльную провинцию. Двадцатый век вступал в свои права, меняя все и всех вокруг. Грань между истинной магией, изощренным волшебством, искусной престидижитацией и просто искусством тонка, хрупка и эфемерна. Как грань между обманом во благо, этой сладостной медовой ложью, и правдой, которую не очень-то и хочется слышать. Проще поверить в магию, в фокусы, в обман зрения, чем осознавать, что это всего лишь еще одна из разновидностей игры, способ заработка для нищего паренька Эрика Вайса, известном, впрочем, как Гарри Гудини. Гудини, Гудини, Гудини… Разгоряченный воздух буквально гудел от этого имени. Он одним из первых привнес в иллюзонистские представления дух шока, шоу, сенсации, риска. Его имя было у всех на слуху, но никто не знал его настоящей истории и его, настоящего.
Третий по счету художественно-биографический фильм о Гарри Гудини после одноименной картины режиссера Джорджа Маршалла 1953 года с Тони Кертисом и Джанет Ли и фильма 1998 года Пена Деншема, «Гудини» 2014 года, снятый для телевидения в формате мини-сериала небезызвестным канадским режиссером Ули Эделем, на фоне предыдущих картин о знаменитом мастере иллюзий претендует на всеохватность и полновесность в раскрытии образа центрального героя, при этом не будучи картиной чрезмерно архаичной и академичной в своем киноязыке, а вполне аутентично вписывающейся в формат современных кинобиографий и историй на тему искусного обмана дельцами от большого шоу-бизнеса. Собственно, главными маячками для создания ленты для Ули Эделя, судя по всему, были «Престиж» Кристофера Нолана, из которого перекочевало в «Гудини» преимущественно пестроцветье визуального плана, да «Иллюзионист» Нила Бергера, с которым фильм Ули Эделя роднит сосредоточенная, пристальная и прицельная в своей нарочитой детализированной молекулярности объемность повествования и выдвигающаяся на первый план личность не просто фокусника, но человека, преданного своему делу и не боящемуся рисковать, быть на грани, творить и ошибаться. Впрочем, излишней романтикой, дешевой манипулятивной мелодраматичностью Эдель не увлекается, моментами их реалиста-документалиста становясь отпетым циником, для которого конкретная история конкретной выдающейся личности носит и характер сугубо универсальный, чтобы в очередной раз представить взгляд по ту сторону шоу-бизнеса, по ту сторону иллюзий, попытавшись разоблачить искусный обман, оправдав подчистую при этом самого обманщика.
Однако, Гудини не был бы Гудини без сплетен, слухов, легенд, вымыслов и домыслов, окружавших его с момента взлета на Олимп. Учтя сие, Эдель тем не менее не пошел по пути желтопрессности, трактуя жизнь своего героя исключительно в повествовательном ключе спорных и не всегда имевших под собой реальный контекст событий, лишь местами подтверждая их правдивость, а в основном — опровергая. Просто настоящая непоказная жизнь Эрика Вайса столь сильно срослась с маской Гарри Гудини, что было бы глупо Ули Эделю не воспользоваться не только реальными ключевыми биографическими деталями, но и тем, что к ним не имело никакого отношения, создавая на выходе непоколебимый имидж самого Гудини. В конце концов, картина Ули Эделя при всей своей биографичности становится воплощением магического реализма, отоджествляя легенды и правду, сон и явь. Между тем, вопросов «А кто, собственно, такой Гарри Гудини на самом деле?» не остается совсем, поскольку фильм с самого начала ставит перед собой амбициозную задачу рассказать о своем герое в довольно игривой и непринужденной манере, моментами близкой к гротеску или импровизации, все или почти все, при этом не имея поверхностности и беглости.
Зритель встречает своего героя в нищем безнадежном детстве, пребывающем в мечтах. Классических мечтах о покорении белого света своим талантом, умениями, стараниями, своей индивидуальностью, выделяющей его из толпы. Неискушенная американская мечта, которая требует лишь упорства и упрямства для своей реализации. Поступательно зритель будет наблюдать за превращением своего героя из амбициозного бедняка в звезду, в ловкого иллюзиониста, все секреты которого до сих не раскрыты. И кажется, что фильм идет по тропе очевидности, ведь историй подобных видено-перевидено и снято-переснято немало. Но Ули Эдель действует интимно, практически на личном уровне, выстраивая всю композицию картины в форме дневника, обращенного, впрочем, к самим зрителям, которые сами должны ответить на главный и единственный вопрос картины: «Кто такой Великий Гудини? Самоуверенный манипулятор, искусный иллюзионист или же просто человек, который сделал себя сам. Хотя на самом деле он просто человек, который заставил очень многих и не менее великих, чем он сам, поверить в невозможное. |