Все древние религии во все времена изображали своих богов по разному. Антропоморфными, зооморфными, или объединяющими и то и другое. Их изображают в различных вариантах. Живописных, скульптурных, двухмерных, трехмерных. Иногда богов почитают в конкретной телесной форме: фараоны Египта, императоры Японии, Иисус из Назарета. Однако не каждая религия на протяжении своего существования создавала изображения своих богов. Например, индуизму и буддизму они изначально не были известны. Также и в религиях бедуинов их изначально не было. Но всё это никак не вяжется с запретами на изображения, которые появились именно среди монотеистических религий.
Египет
Самый первый запрет на изображение можно найти в истории той страны, чья религия считается классическим вариантом многобожья – Древний Египет. XVIII династия. Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон, ввел монотеизм, вернувшись во многом к культу солнечного божества времен Старого Царства. Чуть чуть развив и модернизировав его, Эхнатон пришел к поклонению одному-единственному богу – Атону. В принципе египтяне и до Эхнатона не отрицали превосходства солнечного божества, хоть и называли его по-разному, но Эхнатон подошел к этой идее радикально.
При Эхнатоне Бог Солнца уже был не просто «первым среди других богов», а «единственным, кроме которого нет другого». Вот цитата из гимна Атону, автором которого считают самого фараона-реворматора: «О, бог единственный, кроме которого нет другого; создал ты землю по желанию своему, когда был ты один». Остальные боги, во время правления Эхнатона тихо ожидали в сторонке. Их культ был ограничен, а позже и вовсе – запрещен. Эхнатон приказал закрыть их храмы и… уничтожить изображения.
В следующие три года правления Эхнатона культ Амона подвергался особым гонениям – его имя стиралось с памятников. Абсолютно новым для Египта было то, что Эхнатон запретил любые изображения Единственного Бога и, начиная с девятого года правления, Солнце с расходящимися лучами становится единственной версией изображения Атона. Единственное, что сохранилось от антропоморфности - – ладони на концах лучей. Одна из надписей об Атоне гласит: «сотворил себя сам своими собственными руками, и не знал его делающий». Эхнатон считал себя сыном бога, а присутствие или появление фараона с его семьей вообще были единственными физическим проявлениями бога. Египтяне совершали молитвы в своих домах перед изображениями Эхнатона и его супруги, над которыми возвышалось Солнце с лучами. Вместе с Атоном Эхнатон и его жена считались триадой, или троицей – если хотите. Атон выполнял свою «работу» на космическом уровне, а Энатон – в обществе. Именно он был подателем света и жизни, определял людям сроки жизни, обеспечивал материально. Скорее всего именно с этим можно связать запрет на всякого рода изображения божества, введенный Эхнатоном. Единственным физическим проявлением бога он считал только самого себя.
Но монотеизм Эхнатона, как и запрет на изображения богов продержались совсем недолго. После смерти Фараона его столицу – Ахетатон покинули и она превратилась в руины. Все, что хоть как то напоминало об Эхнатоне уничтожалось. Культ всех остальных богов был восстановлен. Последующие поколения уже слушали истории про «преступника из Ахетатона».
Судя по Танаху, религия израильтян была с самого начала монотеистической и аиконической. Но уже в более позднее время последней редакции Ветхого Завета можно выявить отчетливый облик религии, в которой Бог проявляет себя в изображениях, а благочестие широких слоев общества – в почитании идолов.
Израиль
«Исход» рассказывает о том, что когда израильтяне под руководством Моисея ушли из Египта и у горы Синай получили завет от Бога, Тот вручил Моисею две каменные скрижали, на которых были написаны заповеди. Вторая заповедь гласила: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4). Этому ясному запрету израильтяне следовали строго. Не было найдено ни одного изображения Яхве того времени. Тем не менее изначально его культ не был аиконическим. Известно, что Яхве поклонялись мадианитяне и кенеяне – это племена, которые кочевали по синайской пустыне. «Исход» (2:15-21) пишет, что бежавший из Египта Моисей пришел к священнику в Мадиаме (Мадиане) по имени Иофор (Йетро) и взял в жены его дочь – Сепфору (Циппору). В ходе раскопок в районе Акабского залива были найдены остатки египетского святилища, которое в свое время было разрушено мадианитянами. Египетские изображения богини Хатхор были уничтожены, и на месте бывшего святилища воздвигли священную скинию точно также, как об этом рассказано в Ветхом Завете. При раскопках был найден лишь один сохранившийся предмет – бронзовая фигурка змеи. Это тот самый змей их Книги Чисел, которая рассказывает о том, как Моисей изготовил бронзового змея и поместил его на знамени, чтобы израильтяне, которые смотрели на изображение не умирали от укусов тех ядовитых змей, которых наслал на них Бог в наказание (Чис. 21:6-9). Много лет спустя, царь Иезекия (715-686 гг. до н.э.) уничтожил этого змея, «потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему…» (IV Цар. 18:4).
Как сообщает тот же «Исход», когда Моисей был на горе Синай, израильтяне сотворили себе литого золотого тельца, и Аарон сказал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4). После этого «принесли всесожжение и привели жертвы мирные». Исторический анализ текста Ветхого Завета показывает, что запрет на изображения Яхве должен относиться лишь к VIII в. до н.э., при этом важную роль в его введении сыграл пророк Осия. Гнев Моисеев по поводу изготовления израильтянами золотого тельца нужно рассматривать как результат этого позднего антииконического религиозного движения. Наличие связи между Яхве и изображаемым в виде быка богом Элом может быть прослежено также в истории Иеровоама (931-910 гг. до н.э.). Как сообщается в I книге Царств, Иеровоам построил в северном Ханаане, в Пенуиле святилище для золотого тельца для того, чтобы жителям не было необходимости совершать путешествия в Иерусалимский храм. И здесь опять сообщается о том, что именно этот Бог вывел израильтян из Египта (I Цар. 12:25-32). Когда пророк Осия 1500 лет спустя сказал: «Оставил тебя телец твой, Самария! …художник сделал его, и потому он не бог; в куски обратится телец Самарийский!» (Ос. 8:5-6) – мы можем сделать вывод, что и в его время израильтяне поклонялись тельцу как богу.
Однако, на практике запрет на изображения не особо соблюдался израильтянами. Например, известно, что стены многих еврейских синагог были расписаны фресками. Самый известный пример – это синагога, которую датируют III веком, раскопанная в Дура-Европос – на западном берегу Евфрата.Это не единственные найденные изображения. Похожие сюжеты из Библии присутствуют на фресках катакомб на Виа Латина в Риме и датируются IV веком.
В Палестине было обнаружено несколько относящихся к первым векам н.э. синагог с мозаичными полами, на которых помещены изображения Зодиака и Гелиоса в солнечной колеснице.
Всё это говорит о наличии богатого еврейского изобразительного искусства несмотря на существование запрета на изображения. Далее появляются письменные источники, которые объясняют, мол запрету были подвержены только те изображения, которые могли иметь отношение к поклонению божеству. А что касается всех остальных изображений, то они разрешались. Но наряду с этим, всегда существовали ортодоксально настроенные люди от религии, которые придерживались строгих запретов на любые изображения. Вот для них – любой вид изобразительного искусства был нарушением второй заповеди. И даже сегодня, рядом с художниками, подобными Шагалу, можно увидеть благочестивых евреев, которые не принимают любой вид изображений, включая живописные.
Христианство
Отколовшись от иудаизма, христианство приняло для себя Ветхий Завет с её десятью заповедями и в течение первых веков христиане строго придерживались заповеди о запрете на изображения. Например, еще даже в IV веке епископы Евсевий Кесарийский и Епифаний Кипрский, опасаясь возрождения язычества, открыто выступали против любых изображений. После победы Константина и христианства в 312 году всё поменялось и население вновь стало поклоняться изображениям. Важную роль в этом сыграли изображения, которые накладывали на лица мумифицированных усопших. У христиан был обычай устанавливать на кладбищах памятные стелы мученикам и святым. На этих стелах помещались их изображения.
Также сыграли свою роль портреты императоров, которые рассылали во все концы государства. Эти портреты выставлялись во время судебных заседаний, вместо физического присутствия самого императора. То есть, изображение становится тождественным оригиналу. Далее это переросло к идее изображения Иисуса и Марии. Эту идею стали поддерживать монахи, и церкви стали центрами иконописи.
В 724 году император Лев III ввел запрет на изображения. Он приказал убрать распятие, которое висело над воротами его дворца. В 753 году на Иерийском соборе епископы утвердили этот запрет. Они считали поклонение иконам остатком язычества. Любой, кто поклонялся иконам предавался анафеме. Особо строгому наказанию подвергались сами монахи. Запрет налагался даже на изображение Марии и прочих святых.
С 725 года по 843, с перерывом в 780-813 года, был период иконоборчества. Преследовались как изготовление изображений, так и поклонение им. Но тем не менее, изображения носили на процессиях, их окропляли в ходе служб, целовали и даже совершали помазание, их избирали свидетелями при крещении, клялись на иконах. Люди считали, что иконы излечивали больных, изгоняли дьявола и помогали бездетным.
Если те, кто запрещал иконопись, черпали свои аргументы в учениях Иисуса, то сторонники иконопочитания черпали свои аргументы там же. Они заявляли, что они не делают изображений незримого Бога, так как нарисовать бестелесное, невидимое, неопределенное, не имеющее формы вообще невозможно, а просто рисуют лик божьего воплощения – то есть рисуют того, кто явился на Землю в телесной форме и жил с людьми, переняв их облик.
В 843 году управление империей перешло к супруге Феофила – Феодоре. Она принадлежала к числу иконопочитательниц и сразу положила конец преследованию иконописцев. Начиная с этого момента изготовление и поклонение иконам получило общее признание. Но это не остановило споров вокруг этой темы. Например, очень долго спорили о том, как именно нужно изображать Святую Троицу.
В реформаторских церквях Мартин Лютер всегда оставлял место изображениям. Поклонение им он отрицал, но считал, что изображения помогали понять Библию. Ему противостоял Жан Кальвин, который основывался на буквальном толковании второй заповеди и порицал изготовление и поклонение всем видам изображений. В XVI веке кальвинисты установили жестокий запрет на иконы во многих странах Западной Европы. В строгопротестантских общинах до сих пор отрицаются все виды изображений и скульптур, включая фотографии.
Ислам
Как только Мухаммед основал свою религиозную деятельность, он первым делом приказал уничтожить всех идолов Каабы, которым поклонялись племена арабов-кочевников. Вместо них Мухаммед стал поклоняться единому Богу, о котором в Коране говорится так: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; он не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один».
Абсолютная непознаваемость Бога – основная причина того страха, который внушает попытка изображения или даже представления Бога, в том числе и мысленно. Следствием этого стало запрещение всех видов изображений живых существ. Бог – вездесущ и сама мысль о возможности зафиксировать Его в конкретном месте, даже посредством символов – богохульство. Поэтому, например, мечеть – не священное место, а лишь место, где мусульмане собираются, чтобы помолиться и слушать чтение Священного Корана.
Внутри мечети нет никаких изображений, либо каких либо других культовых объектов. Пустота сама по себе свидетельство присутствия Бога. В исламе ничто не должно отвлекать внимание верующего от единственности и непознаваемости Бога. И эти свойства Бога могут быть постигнуты только в ощущении упорядоченности и бесконечности. И именно в этом лежит основа зарождения арабесок с их бесконечным повторением геометрических форм, линий и углов, в которые врисованы выдержки из Корана.
Сам по себе Коран абсолютно ничего не говорит о запрете на изображения, который исходил бы от Бога. Такие запреты есть только в хадисах, и выражены они в общей форме, в виде утверждений. Например, что ангелы не войдут в дом, где есть изображение. Но есть немало текстов, в которых изготавливать и держать дома изображения запрещал сам Мухаммед.
Впервые подобные запреты были введены в ислам в полной мере между 675 и 725 годами. Изготовление изображений стало восприниматься как дерзость, ведь создание любых образов есть акт творения, а творить может лишь Бог. От тех, кто создавал изображения в Судный День Бог потребует вдохнуть жизнь в их творения, и если они не смогут оживить то, что они нарисовали, то их определят в Ад.
Однако не все хадисы содержат строгий запрет. Есть также тексты, которые запрещают изображения на стенах домов или занавесках, но на коврах, например, допускаются. Или например, не осуждаются изображения, лишенные головы.
Тем не менее, несмотря на этот запрет, который даже сегодня соблюдается очень строго фундаменталистскими группами, в исламских странах существуют визуальные виды искусства. Конечно, для всех правил есть свои исключения. Например, рисовать лицо самого Мухаммеда не разрешалось, однако известны изображения, на которых его лицо остается открытым. |