Facebookомания становится прибыльной штукой.
Одна моя подруга-копирайтер сумела получить через сеть заказ, другая –
нашла адвоката для бракоразводного процесса, третья раскрутила свою
дочь-фотомодель. Тем временем парень, создавший виртуальное государство
без границ – Марк Цукерберг, – пожинает плоды славы. Он и человек года, и
самый молодой миллиардер, и лучший работодатель в США. Наконец,
биографический фильм о нем признан критиками лучшим фильмом года и,
наверняка, будет претендовать на «Оскар». Хай живе Facebook і ми з ним!
Мир узнал о Facebook задолго до того, как наши люди
присели на его клоны – «Одноклассники» и «Вконтакте». Просто первые
четыре года у главной социальной сети планеты не было русского сервиса. А
количество людей, которые настолько хорошо знают английский язык, что
им комфортно общаться на нем в Интернете, у нас не такое большое, как
может показаться.
Вообще, сам сайт Facebook (тогда он назывался The Facebook) был запущен
еще в феврале 2004 года, но исключительно для пользования в стенах
Гарварда, где тогда учился Марк Цукерберг. Однако уже весной того же
года проект заработал в других престижных университетах «лиги плюща»
(Йель, Стенфорд, Колумбийский университет и другие), а позже стал
доступен во всех высших учебных заведениях США и Канады. На тот момент
стать участником Facebook можно было только по приглашению. Уже в 2004
году Facebook переехал в местечко Пало Альто в Силиконовой долине, где
компания получила первые крупные инвестиции от основателя платежной
системы PayPal Петера Тиля.
Но все равно Цукерберг открыл двери сайта для всех желающих только в
сентябре 2006 года, когда возможность зарегистрироваться получил любой
желающий старше 13 лет с действительным адресом электронной почты. Уже
через год 23-летний Цукерберг стал самым молодым миллиардером США, а в
2008 году «население» Facebook перевалило за отметку в сотню миллионов
человек.
Дальше пошел эффект «мультипликатора», и еще за два года число
«фейсбучан» подобралось к полумиллиардной отметке. На июль 2010 года в
социально сети было зарегистрировано более 500 млн. пользователей, а
общая посещаемость «Фэйсбука» в сутки была более 540 млн. посетителей.
За 2009 год компания Facebook смогла заработать $700 млн.
Структура доходов выглядит так: $125 млн. – реклама брендов.
Популярность и растущие финансовые показатели Facebook сделали компанию
привлекательной для рекламодателей, среди которых Coca-Cola Co.,
JPMorgan Chase & Co. и Adidas AG.
$150 млн. – получено от сотрудничество с Microsoft. Например, недавно
корпорация совместно с социальной сетью объявили о запуске своего
сервиса работы с документами в онлайне Docs.com. Проект создан на базе
офисного пакета Microsoft Office 2010 и позволяет работать с документами
сразу нескольким пользователям Facebook. Еще $75 млн. дала продажа
виртуальных товаров. $200 млн. – доход от платных сервисов. Ну и
остальное, так сказать, по мелочам.
16 декабря компания Facebook официально объявила, что ожидает по итогам
2010 года доход в размере $2 млрд. Это вдвое больше, чем в прошлом году,
и на $0,5 млрд. выше прогнозов аналитиков. Сейчас стоимость Facebook
оценивается в $45 млрд.; личное состояние Цукерберга – в $5-6 млрд.
Для сравнения – эксперты оценили популярнейшую сеть микроблогов Twitter
всего в $3,7 млрд. И то после того, как ей удалось привлечь
финансирование в объеме $200 млн. Выручка Twitter составляет менее, чем
$100 млн.
Неудивительно, что феномен Facebook сейчас самая интересная тема
мирового бизнеса. Для Марка Цукерберга настало время полного звездопада
счастья и популярности. По версии авторитетного журнала Time он признан
«Человеком года».
Правда, читатели отдали пальму первенства основателю «WikiLeaks»
Джулиану Ассанджу. Но редакция решила поступить «толерантно» и приняла
решение в пользу кандидатуры Цукерберга. На втором месте оказался
турецкий премьер Реджеп Тайып Эрдоган, а на третьем – Леди Гага.
Кроме того, Facebook назван лучшим местом работы в мире по версии
портала трудоустройства Glassdoor.com. Портал провел опрос среди 150
тыс. сотрудников международных компаний, по результатам которого на
первом месте оказался именно Facebook, несмотря на то, что еще в прошлом
году он вообще не входил в список лидеров. Сотрудники оценивали
работодателей по таким критериям, как заработная плата, карьерные
возможности, премиальные бонусы, уровень компетентности руководителя,
моральная атмосфера.
С учетом премий средняя базовая зарплата программиста в Facebook
составляет $122 тыс. в год или $10,1 тыс. в месяц. В соответствии со
шкалой Glassdoor, оценка выше 4.01 означает, что сотрудники «очень
довольны своей работой». Facebook набрал 4.6 баллов. Лидер прошлого года
– авиаперевозчик Southern Airlines набрал 4.4 балла. Такие известные
компании, как Apple и Google, заняли лишь 20-е и 30-е места в рейтинге.
Всего в него вошли 50 компаний.
Наконец, биографический фильм "Социальная сеть", повествующий о создании
популярного сервиса, получил премию нью-йоркских кинокритиков (New York
Film Critics Circle Awards) и был назван "Фильмом года". Режиссер
фильма Дэвид Финчер был отмечен наградой в номинации "лучший режиссер".
Лента также победила в категориях «Лучший сценарий» (Аарон Соркин) и
«Лучшая музыка» (Трент Резнор и Аттикус Росс). Бостонские и
лос-анджелесские кинокритики также назвали этот фильм лучшим.
Для многих пользователей социальных сетей в России и Украине именно
фильм открыл глаза на феномен Facebook. Хотя лента не совсем
автобиографична. В ней Цукерберг представлен гениальным занудой, который
не умеет общаться с девушками, комплексует, что его не берут в элитные
студенческие клубы Гарварда, и создает ресурс, на котором можно сравнить
и проголосовать за фотографии двух девушек, выбрав более симпатичную,
под влиянием большого количества пива, выпитого после ссоры со своей
«фрэнд-герлой». На самом деле у Марка Цукерберга есть девушка: еще со
времен учебы в Гарварде он встречается со своей бывшей сокурсницей
Присциллой Чан. И для того, чтобы вкусить сладостные мгновения секса с
фанатками в студенческом туалете, ему вовсе не надо было бы создавать
Facebook.
Правда, остальные детали переданы достаточно точно. Пренебрежение ко
всему «мирскому»: Марк бегает по снегу в одних резиновых шлепанцах
(реклама Adidas) и спортивной кофте (реклама GAP). Он, действительно,
прокинул своих друзей, с которыми начинал бизнес, и потом заплатил им в
суде крупные отступные.
Кстати, судя по всему, появление фильма и премия Time – взаимосвязанные
вещи. Журнал стремился развенчать миф об ассоциальности поведении
Цукерберга. На страницах издания он предстает хотя и не очень
разговорчивым, но приятным и располагающим к себе человеком. Автор
статьи о нем подчеркивает, что даже офис Facebook построен по принципу
социальной сети и поощряет общение: штаб-квартира компании это огромный
зал, где все сотрудники сидят вместе – отдельных кабинетов нет даже у
топ-менеджеров, включая Цукерберга. Единственное изолированное
помещение, которое также с натяжкой можно назвать полностью закрытым, –
это комната совещания со стеклянными стенами. Такие же цели преследует и
победа в рейтинге лучшего работодателя.
Это вполне объяснимый ход. Все, что на самом деле есть у Facebook, – это
его посетители и репутация. Никаких реальных активов, кроме здания и
компьютеров, компания не имеет. С того момента, когда в социальной сети
прекратится рост пользователей, у инвесторов начнется отсчет обратного
времени. Кто помнит 2001 год и грандиозный обвал акций
телекоммуникационных и сетевых компаний по всему миру, поймет, о чем
речь.
То, что портал перешел на русский язык, это тоже попытка увеличить
доходы, забрав аудиторию российских соцсетей: «Вконтакте»,
«Одноклассники» и «Мой Мир». И за первые девять месяцев года проект
Цукерберга действительно продемонстрировал очень бурный рост –
российская аудитория сайта (external-link) выросла более чем втрое.
Но, как говорят специалисты, во-первых, предел роста уже почти
достигнут. Во-вторых, российская аудитория, в массе своей все-таки еще
не привыкшая покупать повседневные товары в Интернете, а не на базарах и
в магазинах, очень скоро разочарует западных рекламодателей.
Конечно, только оптимизацией функции удобного поиска друзей в сочетании с
личным микроблогом пользователя, задачи многочисленного отряда
программистов Facebook не ограничены. Она работают над тем, чтобы
посетители могли посещать вирутальные казино, вместе играть в казуальные
игры, обмениваться сообщениями, отмечать друг друга на фотографиях.
Соцсеть уже давно пустила корни по всему Интернету, зарегистрироваться
по идентификатору Facebook можно на множестве других проектов, а кнопка
«разместить понравившийся материал на Facebook» есть на каждом втором
сайте.
Анонимный Интернет стал сетью знакомых и друзей. Теперь, отправляясь,
например, в ресторан, не нужно ориентироваться на отзывы посторонних
людей, есть возможность положиться на мнение конкретных людей, которым
действительно доверяешь.
Но всему есть предел, и не только росту аудитории. Да, Facebook и
Цукерберг сейчас переживают пик своего звездного времени. Они стали
символом американской мечты: юный миллиардер и его детище, перевернувшее
мир интернет-общения. Но рано или поздно может возникнуть новый ресурс.
Или какой-нибудь репутационный скандал нанесет по Facebook серьезный
удар. Например, выяснится, что он работает на спецслужбы, или
обнаружится, что Цукерберг увлекается детской порнушкой (гипотетически).
Этого вполне достаточно, чтобы с нынешних $45 млрд. компания подешевела
до $15 млрд. (как оценивают ее реальную стоимость аналитики), а то и
вовсе до $3,7 млрд. – уровня внутренней оценки сети для инвесторов.
Такую цифру называли, кстати, в судах, которые прошел Цукерберг со
своими бывшими партнерами.
Так что на самом деле Facebook – не столько феномен социальной сети,
сколько феномен финансового пузыря, который для посткризисной Америки
олицетворяет надежду на чудо. Ведь если Цукербергу так подфартило,
почему кто-то еще не может попасть пальцем в небо и стащить оттуда самую
яркую звезду?..
Галина Акимова |