И почему первые благодарят память; вторые от нее страдают; а третьи - проклинают? В тот момент мне казалось разумным начать свои поиски с медицинской литературы, и вот что означает на языке медицины память в сокращенном варианте:
Память — когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными.
Воспроизведение — актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.
Различается непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи, и произвольное, обусловленное реализацией особой задачи. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями.
Узнавание — опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, и родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому–то классу предметов.
Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.
Почерпнув важную информацию, обретая новые знания, признаешь, что это интересно, но с научной точки зрения, а вот в духовной нише по-прежнему осталась пустота. Чувство неудовлетворения не покидало меня, ведь едва ли люди, страдающие воспоминаниями несчастливы оттого, что не прошли процесс «Забывания». Наверняка, для того чтобы вспоминать и вместе с этим тосковать у этих людей имеются другие более веские причины. Естественным в тот момент казалось продолжение поиска, и на этот раз обратилась к Великим деятелям мира, начиная с XVI веков.
XVI – XVII века Маркиз Галифакс (Джордж Сэвил английский политик и писатель: «Память и совесть никогда не сойдутся в том, нужно ли прощать обиды».
XVIII - XIX века Пьер Буаст французский лексикограф и афорист: «Память об обидах долговечнее, чем о благодеяниях».
Жан Поль (Иоганн Пауль Рихтер немецкий писатель: «Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать».
XX век Остин О`Малли американский писатель: «Память - это безумная баба, которая собирает яркие тряпки, а хлеб выбрасывает».
Да уж, последнее высказывание американского современника никак не побуждает к мыслям о высоком, но вот писатель девятнадцатого века Жан Поль своим афоризмом словно реабилитирует брата по разуму и возвращает нам: Веру в сказку; Надежду на реальность мифического Деда Мороза и его внучки Снегурочки; и вечную, бесконечную Любовь.
Говорят вспоминать вредно, а ковыряться в памяти – это вроде как бы жить прошлым, тогда как рекомендуют не оглядываться назад, перешагнуть через то, что было и идти вперед, стремиться к будущему.
Я не нашла ответа на свой вопрос, возможно потому что изначально сформулировала его неправильно, некорректно, а может быть просто я искала не там или искусственно избегала обращения к единственному верному источнику - своей памяти.
Память – это «Времена года» Вивальди. Каждый человек выбирает свою композицию, свой сезон, свой праздник и нотным станом отдается во власть памяти, воспоминаний. Память человека музыкальна, она наполнена и грустной мелодией прошлого, и печальными нотами о дорогих нам людях ушедших в иную жизнь, неизвестное будущее. Память наполнена звуками скрипки, напевающей для нас мотив Надежды, что все еще будет и все только начинается. Память дарит Веру уверенными аккордами фортепиано, мелодично наполняя наши души волшебством и сказкой. А нежные звуки флейты наполняют сердца бесконечной Любовью. Любовью к близким людям, тех, кого сегодня с нами нет, но благодаря Памяти, они всегда рядом с нами. Любовь к тем, кто сегодня рядом с нами и готов разделить все невзгоды и радость. Любовь к будущему, светлому и современному, незнакомому и зачарованному.
p.s. Я согласна с афоризмом Жан Поля: «Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать», и хотела бы добавить от себя: Память - это музыка, мелодия которой звучит только для нас. |