Аспект концепции «взять стопроцентную ответственность за свою жизнь» состоит в признании (каким бы безумным это ни казалось) того факта, что мы сами выбираем родителей. Перед тем, как войти в жизнь, мы тщательно выбираем не только свой пол, расу, культуру, биографические данные, но также и своих родителей. «Ну, нет, только не я,— можете возразить вы. — Я не мог быть настолько глуп, чтобы выбрать своих родителей!» Тем не менее я верю в то, что это именно так, причем мы неизменно имеем веские причины, делая свой выбор.
Я вижу четыре основных причины, исходя из которых мы отбираем именно те души, которые и будут нашими родителями.
Во-первых, мы выбираем их за их положительные качества и сильные черты характера. То, что больше всего вызывает у вас восхищение и уважение в ваших родителях, подскажет вам, почему вы остановили свой выбор на них: возможно, это их спокойствие, храбрость, терпеливость, талант художника или музыканта, ум, любовь к природе, сострадание к другим, чувство юмора, честность или способность получать от жизни истинное удовольствие.
Во-вторых, мы выбираем их за «отрицательные» качества — для того, чтобы мы могли учиться на их ошибках, и таким образом родители как бы бросают нам вызов развивать наши внутренние резервы. Наша беседа между разными жизнями на облаках может происходить примерно так: «На этот раз, пожалуй, мне надо бросить заниматься мученичеством, слишком уж оно затянулось. Мне надоело просто стремиться к тому, чтобы быть уверенным в своей правоте.
Итак, ты будешь моей матерью, и ты будешь первоклассной мученицей, второй такой не найти — и вот тогда я увижу, а не стоит ли мне тоже попробовать изменить себя?» — «Ну что ж, не думаю, что меня это приводит в восторг, но так как я очень люблю тебя, что ж, пусть будет так. Кстати, мне это тоже даст неплохую возможность научиться сдерживать свой гнев» И так может продолжаться эта беседа.
Все, что вы считаете недостатками своих родителей, все, что вам в них не нравится или даже раздражает, помогает вам найти некоторые разгадки к «сценарию», который вы писали вместе. Если вы никогда не задумывались об их отрицательных чертах характера, этим стоит все же заняться хотя бы потому, чтобы не повторять их ошибок, если вы будете о них знать.
Возможно, вы поймете, что ваши родители живут в страхе или они слишком пессимистичны, или неспособны выразить свой справедливый гнев или грусть, или не несут ответственности за свою жизнь, или у них отсутствуют принципы, или они вечно ссорятся и точат зуб на других, или неправильно используют силу и власть, или у них не хватает видения, или они слишком критичны и отличаются своим поверхностным суждением.
Какими бы ни были их недостатки, помните, что это могло быть их «подарком» вам — они согласились иметь эти пороки для того, чтобы вы смогли кое-чему научиться и не повторить их ошибок.
Когда мы поняли это и урок пошел на пользу, наши родители свободны и могут измениться. Удивительно, как часто это происходит! И как только мы «приходим к соглашению» с родителями, они начинают меняться чудодейственным образом, поскольку они выполнили свой «договор» и теперь освободились.
В-третьих, мы выбираем родителей ради своего детства, которое они нам предложат. Может быть, вам придется побывать в разных странах, чтобы стать более коммуникабельным, иметь уважение к другим культурам и легко находить друзей. Может быть, вы будете брошены в раннем детстве для того, чтобы уметь постоять за себя и быть самостоятельным, уметь справляться с горем, научиться прощать других и отпускать прошлое.
Может быть, вы будете предоставлены на воспитание посторонним людям для того, чтобы в вас зажегся огонь благородного гнева, сострадания, энтузиазма и одновременно любознательности. Возможно, вы будете жить в мирном уединении, чтобы научиться быть самому себе ближайшим другом и прислушиваться к нежным голосам Духа и природы. Внимательно и объективно вспомните свое детство и поймите, какой опыт вы вынесли и что получили от этого.
В-четвертых, многие люди сегодня являются теми, кого я называю «Поддерживающими Свет в темной семье». Это означает, что они согласились войти в семью, в которой имеются психические, эмоциональные или сексуальные отклонения, зная при этом, что у них хватит силы и зрелости души, чтобы «разорвать цепи». Одной из причин того, что факты жестокого обращения с детьми стали часто подвергаться огласке и порицанию в средствах массовой информации, является именно то, что это явление, которое повторялось бесконечное число раз из поколения в поколение начинает разрушаться. Оно выходит на поверхность именно с тем, чтобы быть исцеленным.
В конце концов, если все те, с кем жестоко обращались в детстве, отказываются сами так же поступать со своими собственными детьми, а вместо этого пытаются исцелить свое Внутреннее Чадо, тогда жестокому обращению с детьми наступит конец. В этом состоит задача «Поддерживающих Свет». В течение своей жизни они учатся любить себя, прощать других, отдавать должное собственным эмоциям и отпускать прошлое. (Многие дети соглашаются стать учителями для своих родителей — возможно, предлагая им образцы своей любви, смелости, мудрости и радости всей своей жизнью).
Самое главное — надо помнить, что хотя «Поддерживающий Свет в темной семье» на душевном уровне выбрал своих родителей, это вовсе не означает, что он также «выбрал» и то, что с ним будут жестоко обращаться. И это правило не имеет исключений. Чадо, с которым обращались жестоко, всегда является жертвой. Только когда мы становимся взрослыми, мы можем начать брать ответственность за выбор своих родителей.
Опасность состоит в том, что если мы несвоевременно начнем использовать свою духовность, принимая концепцию «пойми и прости», наше собственное Внутреннее Чадо все равно остается обиженным, сердитым и смущенным. Это злоупотребление духовностью происходит потому, что мы пытаемся избежать боли. Наша ответственность как духовных взрослых людей — любить и лелеять свое Внутреннее Чадо и делать все необходимое, чтобы исцелить его.
Из книги Джилла Эдвардса "Дорога к волшебству" |